В Городке, слева от дороги на Псков, стоит небольшая церковь. Это полковой храм Нерукотворного образа Господня 9-й артиллерийской Келецко-Берлинской гвардейской бригады. Служит в нем помощник командира по работе с верующими военнослужащими иеромонах Иларион. Артиллеристы бригады выполняют свой воинский долг с первых дней специальной военной операции на Донбассе, и сейчас отец Иларион готовится к очередной поездке на фронт, где он был уже несколько раз.
Русские воины всегда защищали свою землю с Богом в сердце. 22 октября 1612 года с Казанской иконой Божией Матери ополчение Минина и Пожарского взяло Китай-город, и вскоре поляки сдали Кремль. Глубоко верующим человеком был непобедимый полководец Суворов, он и его воины молились в походах и перед сражениями. Перед Бородинской битвой был отслужен молебен, и русская армия дошла до Парижа. Казанскую икону Божией Матери в Сталинграде провезли по самым трудным участкам фронта. Решающая битва, как вспоминали потом фронтовики, началась только после молебна перед чудотворным образом. Победа под Сталинградом, где враг потерял убитыми, ранеными и пленными до полутора миллионов человек, стала коренным переломом во Второй мировой войне. Примечательно, что среди руин Сталинграда уцелело здание церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. В блокадном Ленинграде в десяти храмах начались регулярные богослужения, люди не уходили со службы даже во время бомбежек. 11 октября 1943 года произошло уникальное событие. Впервые за все годы советской власти 12 ленинградских священников, в том числе и митрополит Алексий, были награждены правительственными наградами – медалями «За оборону Ленинграда». Это далеко не все факты, свидетельствующие о помощи Божией нам, россиянам, в переломные моменты истории.
Как и все в российской армии, ратное духовное служение свою организационную структуру впервые обрело в Воинском уставе Петра I от 1716 года. В 2010 году Министром обороны РФ было подписано положение «Об организации работы священнослужителей с военнослужащими в воинских частях Российской Федерации». В тех частях, где существовали для этого предпосылки, вводилась должность полковых священников. В 2014 году епископ Гатчинский и Лужский Митрофан предложил иеромонаху Илариону стать помощником командира по работе с верующими военнослужащими.
Отец Иларион рассказывает:
– Я сразу же согласился и приступил к исполнению своих обязанностей. Моя задача – укреплять духовное здоровье военнослужащих и помогать им приближаться к Богу. В первые два года моего служения на воскресные литургии приходили 4-5 человек. Спрашиваю: «Ты исповедовался, причащался?» Отвечает: «Нет» Я говорю: «Я тоже не сразу пришел к Богу. Главное после обращения – остаться с Ним и быть Ему верным». Ребята из срочного состава сами решают начать духовную жизнь здесь, в армии. Теперь на ранние литургии в шесть утра приходят до двадцати человек, а на воскресные значительно больше. Это радует. Сейчас наша бригада формирует отряд мобилизованных и добровольцев, из них воины тоже приходят на службу.
С декабря прошлого года службы совершаются в храме Нерукотворного образа Господня. Он, как и еще ряд полковых храмов, построен на средства благотворителя, который имя свое просит не оглашать. Поставить церковь решили за территорией воинской части, чтобы ее могли посещать не только воины, но и местные жители.
В храме размещена главная икона Вооруженных Сил Российской Федерации – Нерукотворного образа Господня. О. Иларион рассказал, что ту икону, которая находится в главном военном храме страны в парке Патриот в Московской области, периодически провозят по всем воинским округам нашей Родины, а полевую икону из храма 9-й бригады он обязательно берет с собой, когда едет к своим подопечным, участвующим в специальной военной операции.
И дальше мы говорим об этом.
– Вы ездите туда, где стреляют и гремят взрывы?
– Да. Я неоднократно бывал в зоне боевых действий, на позициях, где стоят наши ребята. Это не передовая, потому что мы артиллеристы. Но опасность везде высокая, ведь сегодня в основе военных действий – противостояние техники. Работа артиллеристов сложна невероятно, мы видим это в ежедневных репортажах фронтовых корреспондентов.
Прошу рассказать, как происходят встречи с солдатами, крепки ли они духом, в чем нуждаются.
– Всегда вижу Божью поддержку своей бригаде, мир и спокойствие в душах даже в критических ситуациях. Каждый понимает свой воинский долг и исполняет его достойно. Во время моих посещений весь личный состав, исповедующий православие, прибегает к таинству евхаристии – ребята причащаются. Дары для причастия по благословению владыки Митрофана я заготавливаю в особо прочный сосуд, который путешествует со мной. Некоторые военнослужащие прямо на позиции приняли святое крещение. Их восприемником стал командир бригады, это прибавляет семейности и теплоты в отношениях, укрепляет атмосферу взаимопонимания. На фронт в своем грузовичке везу гуманитарный груз – то, что люди собирают для бойцов по велению души. Передают продукты, возил необходимые приборы, один человек предложил дизель-генератор – отвезу в следующий раз. Большое значение для ребят имеют перевязочные материалы и нижнее белье, это особенно важно для раненых. И еще там, на фронте, ребятам важно знать, что мы все их любим и ждем, верим в их победу над нелюдями, для которых нет ничего святого. Мы победили фашизм в сорок пятом, потому что нас объединяла любовь к ближним, к своей стране, мы снова обратились к Богу. Когда земля горит – мы к Нему обращаемся, Он нас прощает и вразумляет, и мы возвышаемся с помощью Божией. Сегодня мы снова объединяемся в борьбе с неофашистами, Любовь в сердцах нашего народа никто не убьет. Победа будет за нами.