Закрывая белые пятна: новые исследования в лужском краеведении

Новости

506 просмотров

14 сентября в Центральной городской библиотеке на Набережной, 1 состоялась очередная встреча Лужского общества краеведов. С докладами выступили Владимир Александрович Богатов и Марина Евгеньевна Мартусевич. Они затронули темы, очень слабо освещенные в лужском краеведении.
 
Владимир Александрович Богатов живет в поселке Осьмино. Его интерес к военному прошлому родного края пробудился несколько лет назад, когда он обнаружил, что об осьминских партизанах не удается найти никакой информации, а имена ветеранов, которых он сам как местный житель знал лично, рискуют кануть в забвение.
Тогда Владимир Александрович и приступил к краеведческим исследованиям, в которых использовал самый широкий круг источников. Особую благодарность В.А. Богатов выразил доктору исторических наук Валентину Ивановичу Хрисанфову за его книгу, посвященную 9 Ленинградской партизанской бригаде. В этой подробной книге представлено огромное количество архивных материалов, каждый факт подтвержден документально. Кроме того, Владимир Александрович изучил многочисленные воспоминания участников осьминского партизанского отряда: Ивана Васильевича Скурдинского, Аркадия Федоровича Юдина, Михаила Сергеевича Круглова и других. Деятельность осьминских партизан описана также в известной книге И.Д. Дмитриева «Записки товарища Д.»
 
Углубить знания о партизанском и подпольном движении в Осьминском районе помогла, как назвал ее В.А. Богатов, «архивная революция». В настоящее время исторические архивы размещают в интернете массу документов из своих фондов, что сильно облегчает работу исследователей.
В.А. Богатов признался, что его цель – добиться присвоения поселку Осьмино звания населенного пункта Воинской Славы. Осьмино это заслужило. Первый бой на осьминской земле был принят уже 14 июля 1941 года, и участвовали в нем местные ополченцы, призванные всего за два дня до этого. Бой был тяжелым, силы неравные, но сам факт сопротивления захватчикам, несомненно, заслуживает уважения. Тогда немцы взяли Осьмино, но были остановлены в Большом Сабске, где героически сражались курсанты Ленинградского пехотного училища им. С.М. Кирова.
Осьмино во время войны являлось важным пунктом, в котором сходились несколько дорог. Но отсутствие поблизости железнодорожного сообщения делало эти места довольно глухими. Огромные трудности осьминским партизанам создавало то, что им, несмотря на все попытки, так и не удалось установить связи с Ленинградским штабом партизанского движения, так что никакого снабжения они не получали. Знаковую роль в том, что осьминский отряд все же мог действовать в таких условиях, сыграл Иван Васильевич Скурдинский, которому В.А. Богатов уделили особое внимание.
 
Иван Васильевич Скурдинский до войны работал в Осьмине районным уполномоченным по заготовкам. В связи со своей работой он много ездил по всему району, знал всех председателей сельсоветов и колхозов. Этот опыт помог ему в годы войны, когда он, будучи комиссаром партизанского отряда, создавал широкую подпольную сеть, облегчившую жизнь осьминским партизанам. Благодаря его усилиям отряд был обеспечен продуктами.
И.В. Скурдинский при довольно слабом здоровье и плохом зрении (по этой причине он был признан негодным к строевой службе) был человеком твердой воли. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в 1937 году он был арестован и за 23 месяца пребывания в тюрьме так и не подписал признательных показаний. После освобождения Скурдинский был восстановлен в партии и на работе. В партизанском отряде он остался добровольно, из личного желания защищать Родину, хотя имел возможность эвакуироваться в Ленинград.
 
В своем докладе В.А. Богатов упомянул и многих других участников осьминского партизанского отряда, описал их заслуги. Тема эта обширна, а собранные материалы, когда они будут опубликованы, несомненно, вызовут широкий интерес и простых читателей и историков.
 
Второй доклад этого заседания был посвящен месту, название которого известно многим лужанам: речь идет о Некрасовой даче. Сейчас это частная территория, а от дома, скорее всего, ничего не осталось.
Марина Евгеньевна Мартусевич изучила историю этого дома и семьи, которой он принадлежал. О результатах своих поисков она рассказала лужским краеведам.
Все началось с того, что несколько лет назад Марина Евгеньевна познакомилась с праправнучкой Виссариона Яковлевича Некрасова, строителя и первого владельца Некрасовой дачи.
Виссарион Некрасов (1848-1916) был представителем духовенства, заметным общественным деятелем и даже депутатом Государственной Думы созыва 1913 года. Он купил участок земли в живописном месте на берегу реки Вревки и построил там усадьбу. После революции дом национализировали, но судьбы некоторых потомков Виссариона Некрасова оказались тесно переплетены с Лугой.
У Виссариона Яковлевича Некрасова были четыре сына (Николай, Александр, Михаил и Петр) и дочь Лидия. Вскоре после революции этой семьи коснулись репрессии. Братья Некрасовы были обвинены в близости к эсерам и в подготовке покушения на Ленина. Михаил и Николай Некрасовы были арестованы. Тогда их спасло заступничество В.Д. Бонч-Бруевича. Однако впоследствии, уже в 1930 годы, семья вновь пострадала от террора, и уже гораздо серьезнее.
Николай Виссарионович Некрасов (род. в 1879 г.), занимавший в свое время должность министра путей сообщения и министра финансов Временного правительства, был расстрелян в 1940 году.
Михаил Виссарионович (род. в 1891 г.), военный врач, после 1918 года работал главным врачом туберкулезного диспансера в Луге. Воспоминания о нем можно найти в книге лужского старожила Николая Андреевича Павлючука. Михаил Некрасов был расстрелян в 1939 году в Ленинграде.
Младший из братьев Некрасовых, Петр (род. в 1895 г.), умер в 1930 годы в Москве.
Репрессиям подверглась и дочь Виссариона Некрасова Лидия (в замужестве Зинкевич). Разыскивая сведения о семье Некрасовых, М.Е. Мартусевич нашла личные письма Лидии, в которых она много пишет и о тяжелом положении семьи после революции, и о своей жизни в Луге, где она работала учителем русского языка и литературы. Спасаясь от ареста, Лидия Виссарионовна несколько раз переезжала, жила в Харбине и Воронеже, но в 1937 году все же была арестована и расстреляна.
В итоге из четырех братьев Некрасовых после Великой Отечественной войны в живых остался только Александр Виссарионович (род. в 1884 г.) Он был математиком, педагогом, жил в Луге в восемнадцатиметровой комнате на проспекте Комсомола. Знавший его Николай Андреевич Павлючук оставил довольно подробные воспоминания, в которых пишет о поразительной бодрости пожилого уже человека, прожившего непростую жизнь и потерявшего многих близких. Он умер в 1964 году и был похоронен на лужском кладбище. Его могила сохранилась.
Доклад Марины Евгеньевны Мартусевич открыл перед лужскими краеведами картину жизни и судьбы семьи Некрасовых, которая в советские годы попадала в категорию «бывших». Члены этой большой семьи вынуждены были выживать, но, судя по письмам, сохраняли внутреннее благородство и даже иронию. Их биографии отразили время, в которое они жили, и стали одной из страниц истории Луги.
М.П. Андреева, заведующая краеведческим отделом городской библиотеки

Фотогалерея