Блокада Ленинграда. Цифры и факты

Новости

374 просмотров

Б.И. Чистяков, житель блокадного Ленинграда, полковник в отставке, кандидат военных наук, член Совета ветеранов Лужского района. 

Ленинград находился в блокаде с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. На город было сброшено 102 тыс. зажигательных и 4,5 тыс. фугасных бомб, выпущено свыше 150 тыс. снарядов.

Буквально с первого дня блокады, после захвата Шлиссельбурга, немцы приступили к исполнению 2 части приказа Гитлера «План голода». Фашистская авиация уничтожила Бадаевские склады, где хранились 1,5-месячные запасы продуктов. 18 июля были введены продовольственные карточки, на которые с 20 ноября стали выдавать самые маленькие нормы: иждивенцу 125 г хлеба в день, в месяц 10 г сахара и 200 г крупы; ввели талоны и на мясо, но его просто не было в городе.
В окруженном городе оказалось 2 млн 887 тыс. жителей, в том числе 400 тыс. детей. Прекратилась эвакуация. Оставшиеся заводы до конца 1941 года дали фронту 318 самолетов, 713 танков, 480 бронемашин, 6 бронепоездов, 52 бронеплощадки, 3 000 орудий, 10 000 ми-нометов, 3 млн снарядов и мин, достроили 84 корабля.
В декабре 1941 года электроэнергии стало меньше в 7 раз, транспорт и часть заводов встали. В первую блокадную зиму было законсерви-ровано 270 заводов и фабрик, из 68 оборонных предприятий работали только 18.
Голод начал косить людей: в декабре умерло 53 тыс. человек, в январе-феврале 1942 года – около 200 тысяч. Тела стали свозить в Пискаревский песчаный карьер (ныне – Пискаревский мемориал). В июне 1942 года через Ладожское озеро проложили нефтепровод, часть автомашин стали заправлять бензином вместо дров и запустили ряд генераторов на предприятиях и в госпиталях.
В ноябре открыли Дорогу жизни через Ладогу. В первый месяц под лед ушло около ста машин. Начальник тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенант Лагунов, отвечавший за работу Дороги жизни, запросил помощи у ученых. Причина заключалась в резонансе, который возникал между подледным движением воды и колебанием льда от движения колонн с грузами при скорости 35 км в час. Эта скорость была запрещена, а расстояние между машинами в колонне довели до 70 метров. Ученые разработали специальный прибор – прогибограф, он фиксировал состояние льда.
На Дороге жизни работало 3 000 полуторок, 1 000 ЗИСов, несколько автобусов, 960 лошадей, обслуживали их проезд 800 человек. Были созданы службы связи, регулирования, санитарная, спасательная, дорожно-комендантская, военно-продуктовые пункты.
Немцы бомбили и обстреливали трассу, ставили мины, привезли из Италии 10 скоростных катеров для охоты за судами Ладожской военной флотилии.
Зимой 1941-1942 годов в Ленинград по Дороге жизни было доставлено 360 тонн грузов, в том числе 32 тыс. боеприпасов, 35 тыс. тонн горюче-смазочных материалов, переправлены 6 стрелковых дивизий – 60 тыс. человек и танковая бригада. Из города было эвакуировано 539 400 человек, вывезено около 3 700 вагонов культурных ценно-стей и оборудования.
За весь период существования Дороги жизни в Ленинград было доставлено 1 млн 600 тыс. тонн грузов, а из города эвакуировано 1 млн 376 тыс. человек.
В конце 1941 года была предпринята попытка прорыва блокады Ленинграда: в Шлиссельбургском десанте участвовали бригада морской пехоты Волховского фронта – тысяча бойцов и особая армия Ленинградского фронта. Силы были явно неравными; от бригады, которая прорвалась в город, осталось всего 234 человека, а армия, не пробившись, потеряла 70% личного состава.
 
В январе 1943 года в результате проведения операции «Искра» – такое название дал Сталин – удалось прорвать блокаду и пробить узкий коридор по южному берегу Ладожского озера шириной 8-10 км. По этому коридору в кратчайшие сроки проложили железную доро-гу. Народ ее назвал Дорогой Победы. 19 января Государственный комитет обороны принял решение о строительстве дороги, а в ночь с 6 на 7 февраля по ней прошел первый состав, который доставил на Финляндский вокзал Ленинграда 800 тонн груза. Главной трудностью при строительстве дороги было возведение моста через Неву. Но его построили всего за 11 дней!
Поезда шли только ночью, так как вражеские позиции находились в 3-5 км от дороги. Двигались друг за другом в пределах прямой ви-димости, а с 7 мая 1943 года была организована «живая блокировка»: вдоль трассы поставили регулировщиков, и это позволило пропускать больше поездов. Рекорд – 24 поезда за сутки.
В 1943 году в Ленинград было доставлено 4,4 млн тонн грузов – в 2,5 раза больше, чем по Дороге жизни. Были повышены нормы выдачи продуктов.
За весь период блокады на ленинградских предприятиях достроили 407 кораблей, отремонтировали и построили 2 тыс. танков, выпустили 1,5 тыс. самолетов, 225 тыс. автоматов и 12 тыс. минометов. В ряды РККА из города ушли 100 тыс. человек.
Медалью «За оборону Ленинграда» были награждены около 500 тыс. человек. 
 
На 1 января 2024 года в Санкт-Петербурге и области проживают около 56 тыс. блокадников.