«Конечно, идеи – это хорошо. Но нужно знать, что строительство мостов проводилось в соответствии с генпланом города Луги, который был разработан в 1967 году в 3 мастерской Ленгражданпроекта под руководством Григория Яковлевича Гладштейна, которого хорошо помнят ветераны нашего города. В этом документе были и транспортная схема, схема водоснабжения, зонирования жилой застройки – одним словом, перспективное развитие всего города.
Первый железобетонный мост был построен по пер. Толмачева взамен деревянного, оставшиеся сваи которого еще можно увидеть за бывшим зданием милиции. Проект объекта был сделан в 1967 году, а строительство началось в 1968. Поскольку мосты являются стратегическими объектами, пришлось пройти согласование с Военпроектом. Мост был транспортный, нужно было определить, какие нагрузки он должен выдерживать, какие должны быть габариты. Я знаю об этом, поскольку лично обращался в государственный проектный институт № 1 за исходными данными по нагрузкам. В исполкоме мне выдали удостоверение, что я допущен к подобным секретным объектам.
Следующее согласование проходили с речным пароходством. В то время по реке Луге еще ходили катера, помнится, был маршрут до Череменецкого монастыря, правда, тогда он функционировал как «Череменецкая турбаза».
После получения исходных данных Мостопроект начал проектирование. Строительство повел Мостопоезд № 49, который располагался в Красном Селе.
Как решалась судьба моста по ул. Кингисеппа. Он был деревянный и со временем пришел в негодность. В середине 70 годов к проблеме подключилась прокуратура, сделала предписание. В планах строительства нового объекта не было, пробивать его через Госплан было очень сложно. Но у нас был Валентин Михайлович Гребнев, наша главная пробивная сила. Я думаю, что благодаря его хорошим отношениям с первым секретарем Ленинградского обкома партии Г. Романовым руководителю нашего района многое удавалось.
Вначале провели работы по усилению моста. Председатель исполкома Е.Р. Прокофьев связался с Ленинградским училищем военных сообщений на 131 км, оттуда приехали специалисты, посмотрели, решили как конструктивно отремонтировать объект. Но стройматериалы пришлось нам добывать самим. Вместе с зам. председателя исполкома Ю.Н. Яковлевым обратились на завод ЖБК – решили вопрос с болтами и скобами. С лесом было посложнее. Но на первом полигоне началось расширение гражданского кладбища, на той территории и выпилили лес, на пилораме сделали брус и настил по спецификации, разработанной военными специалистами. В летний период курсанты сделали ремонт.
Потом через Госплан и Госстрой этот мост включили в план, строительство велось в 1980 году. Работы выполнял мостоотряд № 48, где прорабом был М. Ковалевский. Его мы хорошо знали, знали и его жену Р. Ковалевскую, которая долгое время была начальником лужского железнодорожного вокзала.
Мост на улице Победы можно назвать детищем В.М. Гребнева и В.Ф. Ковалева, бывшего в те годы председателем Лужского горисполкома. Железобетонный объект строил Псковский мостоотряд № 48.
Мост по улице Петра Баранова был только пешеходным. Он тоже возводился по Генплану. Но лично я им уже не занимался, информацией об этом владеет бывший главный инженер управления коммунального хозяйства исполкома Г.П. Михайлов, который сейчас проживает в Санкт-Петербурге»