1 августа в Лужском военкомате было многолюдно. Среди военнослужащих и их родственников, пришедших сюда по делам, эта группа мужчин сразу же выделялась. Восемь молчаливых мужчин сидели в учебном классе военкомата в ожидании: через час они уезжали для прохождения службы в зоне проведения специальной военной операции. Накануне отъезда я попыталась их разговорить.
Пятеро друзей: один за всех и все за одного
Сергей Климов, Евгений З. (не захотел озвучивать свою фамилию. – Авт.), Александр Алексеев, Андрей Шелгунов и Сергей Кюллестен из поселка Володарское. Они друзья с детства, говорят: «Наша дружба проверена временем, мы вместе уже больше тридцати лет!»
Когда-то они бегали по поселку босоногими мальчишками, лазали по деревьям, играли в «казаков-разбойников» – обычное деревенское детство, как у многих наших соотечественников. В деревне все на виду, от соседей ничего не скроешь, все про всех знают. Но свой главный секрет пятеро друзей смогли утаить от односельчан – о том, что решили отправиться в зону боевых действий.
В обычной жизни у этих мужчин и профессии самые обычные, мирные. Андрей Шелгунов работал в Луге на экскаваторе, занимался прокладкой газопровода, водопровода, электрических и сетей связи. Евгений З. – водитель-экспедитор самосвала, тоже работал в Луге. Александр Алексеев был бригадиром на пилораме в Калгановке, Сергей Кюллестен – маляром на ферме «Рассвет», Сергей Климов – охранником. Кроме срочной службы в армии, военного опыта у них нет, как и нет полного понимания, что происходит на Украине в последние десять лет и что такое настоящая война. Зато об этом хорошо известно Андрею. Его двоюродный брат – он тоже из поселка Володарское – с 2014 года на Донбассе, уехал туда после госпереворота, присоединился к ополченцам. Когда брат бывает на родине, рассказывает, с чем и с кем приходится сталкиваться нашим военнослужащим. Это еще больше укрепило решение Андрея уехать на СВО.
Друзья в один голос говорят: «Мы патриоты своей страны! Готовы к трудностям. Считаем: пусть лучше мы будем бороться с неонацистами, чем наши дети. Мы друзья и верим, что сможем все преодолеть, если будем рядом и будем поддерживать друг друга».
Лужский военком А.В. Козин напутствовал пятерку будущих воинов словами благодарности за их выбор служить Отечеству и пообещал оказывать помощь и поддержку родственникам, если она им потребуется. «Вы настоящие мужики! Берегите себя, воюйте с честью и достоинством и возвращайтесь домой с победой!» – сказал Александр Викторович.
Друзья перед подписанием контракта просили в военкомате только об одном: не разлучать их. Просьба была услышана, будущие командиры нашей пятерки пообещали, что после необходимой подготовки они будут служить в одном подразделении ПВО.
Двое из Белгородчины
Алексей Б. – из Белгорода, Игорь С. – из Шебекина. Уезжают на СВО после подписания контракта в Лужском военкомате. «Почему мы подписываем контракт здесь, а не у себя? Все просто! Мы хотим присоединиться к группировке российских военнослужащих, которая воюет на границе Белгородской области, чтобы гнать врага от нашего дома. И в тех местах –бойцы Ленинградского военного округа, значит, контракт нужно подписывать здесь, поэтому мы и приехали в Лугу», – рассказали ребята.
Для Алексея это будет вторая командировка в зону боевых действий. В мирной жизни он индивидуальный предприниматель. В июне 2022 года подписал первый контракт. Прошел первые бои с нашей армией, был ранен. Вернулся домой, вылечился. Жизнь в Белгороде кардинально изменилась, когда враг стал ежедневно наносить удары по мирному городу. Люди уже заметили: чем меньше у ВСУ успехов на фронте, тем ожесточеннее они бьют по гражданскому населению. Мы со своих диванов смотрим, что творят украинские террористы с прекрасным Белгородом, и ужасаемся. Но мы и близко не можем себе представить, что при этом чувствуют люди, живущие в Белгороде. А они ведь не просто живут там, они еще и работают, помогают разбирать завалы, тушить пожары от прилетов, рискуя жизнью не меньше, чем бойцы «за ленточкой».
«Моя жена вступила в ряды теробороны, – рассказывает Алексей. – Вместе с другими белгородцами она охраняет памятники культуры, убирает осколки от разорвавшихся снарядов, вытаскивает людей из опасных домов во время прилетов, обучает горожан тактической медицине. Теробороновцы ездят в госпитали к раненым, ухаживают за ними. Сейчас в Белгороде люди ждут, когда наши бойцы отодвинут украинские войска подальше от границы, чтобы вздохнуть с облегчением и перестать жить в ожидании очередного террористического акта».
У Алексея взрослый сын, он работает в полиции. Все родные поддержали решение Леши подписать второй контракт, они верят в него и очень будут ждать.
Игорь вырос в Шебекине. Этот город, когда-то насчитывавший 40 тысяч населения, опустел. Сейчас в нем живут тысячи 4 человек, может, чуть больше, большинство уехали, опасаясь бомбежек. ВСУ не жалеют дронов для ударов по частным домам, гражданским автомобилям, детским площадкам. Причем зачастую операторами БПЛА со стороны Украины работают женщины. Представить, что женщина запускает дрон на легковой автомобиль, в котором сидят дети, нормальный человек не может, но в Шебекине, Белгороде и других приграничных городах и поселках жители с этим сталкиваются почти ежедневно. Игорь вступил в ряды территориальной обороны. Во время бомбежек помогал эвакуировать людей, выводил многих из-под обстрелов. Жизнь в прифронтовом городе опасная и тревожная. Нам трудно осознать, каково это, когда на твой дом целенаправленно, как по военной цели, летят снаряды из тяжелых орудий, когда беспилотник влетает в окно квартиры, когда горят во дворах машины от осколков сбитой ракеты. Игорь все это повидал сполна. Он с болью смотрел, как Шебекино постепенно превращался в руины. Поэтому решение присоединиться к СВОим принял вместе с другом Алексеем. Ребята на фронте будут артиллеристами. Дома у Игоря остались жена, пятилетний сынишка и десятилетняя дочка. Он им пообещал, что с другими воинами принесет мир в дома жителей Шебекина и Белгорода.
Иван из Воронежской области
У Ивана нет за плечами службы в армии, зато есть опыт работы в группе быстрого реагирования. В своем родном городе Россошь Воронежской области он работал старшим мастером станции высокого давления на заводе по производству медовой продукции. Вместе с женой растил детей. 1 сентября сын пойдет в третий класс, а дочка – в первый. Только Иван не сможет проводить детей в школу. А чтобы дочурка не обижалась на папу, что он не придет на ее первую школьную линейку, он ей объяснил, что не сделает этого, потому что уедет работать в другое место, где будет приближать победу России с другими отважными воинами.
У Ивана есть брат Виктор, младше его на девять лет. Мальчики росли без отца, и Ваня был братишке папой. Виктор прапорщик, он сейчас воюет на Донбассе. «Мы с братом очень дружны, – рассказывает Иван. – Связь у нас такая сильная, что я сразу чувствую, когда ему плохо. Если он заболевал, я тут же тоже «скисал». Луга – единственное место, откуда я могу попасть к брату. Он ждет меня, знает, что я скоро приеду и мы будем вместе на фронте».
Матери отпустить Ивана на СВО было нелегко, она еще не полностью отошла от осознания, что младший сын воюет, и теперь ей нужно принять, что и старший уезжает в опасную зону. Но Ивана отговорить невозможно, он сделал свой выбор, как и многие настоящие мужики в нашей стране.
Сражайтесь, ребята! Мы о вас помним, молимся за вас, помогаем вам чем можем и ждем с победой!