Имена, связанные с лужским краем

Новости

595 просмотров

28 января170 лет со дня рождения известного коллекционера, собирателя рукописей, гравюр, портретов, книжных редкостей, материалов по истории России Павла Яковлевича Дашкова (1849 - 1910).  В 1900 году Дашков стал действительным членом Российского исторического общества, в 1903 году был избран действительным членом Императорской Академии художеств.

По свидетельству энциклопедии Брокгауза и Ефрона, «собрание Дашкова пользовалось не меньшей популярностью, чем наши государственные книгохранилища и архивы, и было более доступно, чем многие из них». П. Я. Дашков повлиял на характер исторических исследований, на их технику и, как отмечал историк литературы Н. О. Лернер, «приучил исследователей к работе по первоисточникам, внушил им стремление к точности и достоверности».

Дашковы владели имением «Надбелье» в  Лужском уезде. П.Я.Дашков управлял имением с 1887 года. Несмотря на занятость государственными делами и коллекционированием, Павел Яковлевич не забывал  об имении, старался увеличить его доходность. В отличие от других лужских помещиков, Дашковы никогда не сдавали дачникам свою усадьбу. Они ею дорожили, ведь здесь они выросли, на их глазах преобразилась и хорошела усадьба, устроенная их матерью. По заказу и на средства Павла Яковлевича Дашкова была построена каменная Покровская церковь в с.Бутково.

В усадьбе Надбелье хранилась часть коллекции,  П.Я. Дашков проводил здесь каждое лето и часть осени, занимаясь разборкой и систематизацией документов.

После Октябрьской революции для личных архивов возникла угроза гибели, спасением коллекций занималась Академия наук. Особенно сложно было выполнять миссию по охране документальных памятников, когда дело касалось отдаленных от городов мест, «глухой провинции»; остро нуждались в помощи архивы и библиотеки многих погибающих усадеб. Активную роль в спасении культурных ценностей играл старший научный хранитель Пушкинского Дома, член-корреспондент Академии Б. Л. Модзалевский

 «Б. Л. Модзалевский в октябре 1918 года сообщил непременному секретарю С. Ф. Ольденбургу о том, что в Надбелье, близ станции Оредеж Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, создалась реальная угроза гибели библиотеки и архива П. Я. Дашкова, имеющих «общерусское значение». Его дом «подвергся страшному разгрому, так что долгое время вся усадьба была засыпана клочьями разорванных и разбросанных рукописей замечательного Дашковского собрания». Впрочем, стало известно, что «кое-что еще можно спасти для науки». Вопрос этот в срочном порядке обсуждался на заседании Отделения русского языка и словесности Академии под председательством А.А. Шахматова. Было решено просить местного краеведа П. А. Брюна срочно провести обследование Дашковского собрания, ассигновать ему на эту цель 300 руб., одновременно было решено обратиться в Лужский Совдеп с просьбой об охране дома, а просьбу эту подкрепить обращением к наркому просвещения» (Соболев В.С.)

В советскую эпоху культурная сокровищница П. Я. Дашкова оказалась разделена между тремя хранилищами: предметы искусства и старины поступили в Русский музей в Петербурге и Государственный исторический музей в Москве; рукописные материалы были переданы в Пушкинский Дом в Петербурге. В последнем научном учреждении они нашли особенно благодарных читателей. Рукописи из собраний Дашкова по сей день оказываются надежным подспорьем для исследователей творчества А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и других классиков русской литературы.

По информации библиографического отдела Лужской межпоселенческой районной библиотеки