Лодочных дел мастер

Новости

612 просмотров

 

Лет в шесть Коля приехал с мамой в Ленинград, в гости к тете. Его выпустили во двор погулять, а любопытный мальчик вышел на улицу. И увидел вдали блестящий шпиль. Примечая дорогу, отправился посмотреть, думал, что там церковь. На шпиле оказался золотой кораблик - это было Адмиралтейство. А за ним раскинулась огромная река, такую Коля даже представить себе не мог, ведь он жил в глухой псковской деревушке. Зачарованный мальчишка стоял у деревянного причала и не мог оторвать взгляда от этого простора и кораблей. Тетенька-контролер, пропускавшая туристов на катер, позвала:

- Хочешь прокатиться? Иди сюда.

Катер дошел до Смольного и обратно. Коля забыл обо всем на свете!

Когда он вернулся на Гороховую улицу, его уже искала милиция.

 

Конечно, Коля не догадывался, что этот случай определит многое в его жизни. Душа его была переполнена впечатлениями, и родилась мечта о море и кораблях. Свою первую лодку он сделал, когда учился в шестом классе. Тогда они уже жили в Зеленом Бору. Помогали мальчишки помладше, у них целая команда собралась. Так горели, что не могли дождаться, когда краска высохнет. Спустили «судно» в Студенку, измазавшись зеленой краской, вода хлынула во все щели, усердно вычерпывали, но все же поплыли. И хотя от родителей здорово досталось, а первое плавание оказалось не очень удачным, азарт это не убило.

После школы Николай поступил в ПТУ судостроительного завода и получил специальность сборщика-достройщика металлических судов. Работал на Адмиралтейских верфях, от военкомата выучился в Школе моряков на моториста-электрика. Тогда же сделал свою вторую лодку - уже с железным днищем.

Страсть не отпускала. В 80-е годы в деревне Брод была база ГОСНИИОРХа, и Николая пригласили работать мотористом. Два буксира БМК-130 занимались тралением, а он мог считать себя капитаном.

 - Зарплата была маленькая, но это была очень любимая работа, - вспоминает Николай Николаевич. - Я всю жизнь у воды. Была возможность взять участок на Череменце, но я забрался в Юбры, чтобы выкопать свой пруд.

Пруд площадью в 6 соток впечатляет, как и все, что делает своими умелыми руками этот увлеченный человек. Николай Николаевич спускает на воду суда, то есть лодки. Он их по-прежнему строит, и лужане неоднократно видели творения его рук на празднике фольклора и ремесел «Ольгины берега». В августе прошлого года лодки мастера Яковлева участвовали в ХХ регате традиционных деревянных судов в Кижах, а Николай Николаевич занял второе место в конкурсе мастеров.

Он владеет уникальной технологией изготовления килевых лодок, традиционных для озера Врево, очень устойчивых и удобных.  Люблю это дело, вкладываю в него всю душу, - признается мастер. - За день я могу подогнать всего две доски, но так, что душа поет. Прочитал уйму книг, перекопал Интернет, многое опробовал на практике, сейчас делаю фильм о том, как построить лодку.      

Любимое место Николая Николаевича - мастерская. Есть у него и кузница - сам обустроил, есть деревообрабатывающий станок - сам собрал. Он мечтает об ученике, столь же преданном делу сохранения народных традиций:

- Река Луга - путь к морю, так было еще в средние века. Мне хочется, чтобы наш город возродил прошлую славу. Он ведь был у реки основан и стоит лицом к воде. Все лучшее, чего своим умом и трудом достигли наши предки, мы обязаны сохранять и передавать из поколения в поколение. Я хочу передать свои знания молодым, ищу увлеченного человека, который загорится моими идеями. Приходили ко мне ребята. Первый вопрос: «А сколько можно заработать на этом деле?» После такого вопроса нет смысла продолжать разговор, я же не ради денег работаю, мне дорого традиционное ремесло. Какие деньги? Когда год шьешь лодку, потом за сотни километров везешь ее на фестиваль или регату - нет выше радости.

Следующий праздник у Николая Николаевича будет в нынешнем июле. На его лодке лужская команда будет принимать участие в Первом международном фестивале «Паруса России на Селигере». 

Фотогалерея