«Надо быть готовым, что можешь вернуться к точке отсчета»

Новости

734 просмотров

Бизнес — занятие трудное и рискованное. Одно неверное движение, малейшее колебание на рынке или неправильный расчет могут погубить даже отлаженное, стабильно работающее дело. «Предприниматель должен быть всегда готовым к тому, что может вернуться к точке отсчета», - говорит моя собеседница, 33-летняя владелица магазина японской кухни Вера Морозова.

Вера — коренная лужанка. Ее мама, Татьяна Ивановна, работала в торговле. Когда дочери было всего 17 лет, она трагически ушла из жизни. Отец пережил маму всего на шесть лет. Георгия Борисовича Чернявского, педагога дополнительного образования, руководителя авиамодельного кружка до сих пор хорошо помнят в Луге. Сколько мальчишек прошло через его руки! Скольких заразил он своей любовью к конструированию!

После ухода родителей Вере было очень тяжело, но она нашла в себе силы жить. И не просто жить, а продолжать мамину профессию. После школы девушка поступила на экономический факультет Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права. Обучение в институте было платным, поэтому Вера пошла работать. Устроилась простым продавцом в магазин строительных товаров одной крупной торговой сети.

«Сеть хороша тем, - рассказывает Вера Морозова, - что там большое внимание уделяется обучению персонала. Я училась всему: как оформлять заказы, как выстраивать работу в команде, как общаться с клиентами. Наблюдала, как распределяются финансовые потоки. Сравнивала свои наблюдения с тем, что узнавала на лекциях в институте. Подмечала расхождения между теорией и практикой. Были моменты, которые меня настораживали, и я старалась их проанализировать, просчитать, к чему приведет политика моих работодателей».

За короткое время из простого продавца Вера превратилась в директора гипермаркета. Тут бы и поставить восклицательный знак в повествовании, но... «нужно  быть всегда готовым вернуться к точке отсчета». Успешная сеть, взяв ошибочный вектор развития, обанкротилась. Гипермаркет, в котором работала Вера, закрылся. Пришлось все начинать сначала.

Поиски работы привели Веру в сферу общественного питания. Поначалу все на новом месте казалось чужим и даже страшным. Ну что общего может быть у паркета и соевого соуса? Но Вера быстро взяла себя в руки. Цель любого торгового предприятия одинакова — увеличение товарооборота. А уж что это будет за товар — гвозди или суши — с точки зрения экономики, никакой разницы. Овладеть же нюансами всегда можно, если заниматься делом по-настоящему.

Вера вновь с головой погрузилась в работу и учебу. Да, да, дипломированный специалист, менеджер организации и вчерашний директор не стеснялась сесть за одну парту с начинающими. Она ездила на семинары, старательно штудировала рекомендованную специалистами литературу, изучала опыт работы конкурентов.

В течение четырех лет она смогла увеличить товарооборот предприятия в три раза и за это получила награду — звезду «Лучшая управляющая компании». Не заставило себя ждать и повышение. Руководство назначило Веру Морозову территориальной управляющей. Теперь в ее подчинении находились магазины «Суши шоп» не только в Луге, но и в Кингисеппе, Сланцах, Ломоносове, Сосновом Бору.

За время работы в сетевых компаниях опыт был накоплен немалый. Вера чувствовала, что вполне готова пуститься в самостоятельное плавание, о котором мечтала, еще учась в школе. «У тебя все получится, - ободрял муж. - А не получится - не пропадем». Того же мнения была и сестра. Анна Георгиевна Чернявская, хоть и далека от бизнеса, но младшую Веру всегда поддерживала: «Не бойся, у тебя есть мы и твоя голова, а это уже немалая сила». Нашла понимание Вера и у сетевого руководства. Ей предложили работать по франшизе. И когда все уже было готово для открытия собственного бизнеса, ситуация изменилась.

Вере вновь пришлось начинать с нуля. Только теперь она решила от мечты ни за что не отступать — все силы, талант, средства направить на реализацию проекта, к которому так долго шла.

За помощью обратилась в Центр занятости населения. С его специалистами Вера была хорошо знакома: «Замечательные люди. Готовы помочь любому. В Центре много программ для самых разных социальных групп, поэтому я была твердо уверена: обязательно найдется та, которая подойдет именно мне».

И действительно, ей предложили пройти обучение по программе для начинающих предпринимателей. Несмотря на то, что опыт в сфере бизнеса у Веры был достаточный, от предложения она не отказалась: «Учиться надо всегда, даже когда кажется, что тебе все известно. В каждом деле есть свои нюансы, свои профессиональные особенности. Одним словом, программу обучения я прошла добросовестно. Потом засела за составление бизнес-плана. Работа эта очень кропотливая и требующая максимальной сосредоточенности. Просчитала все до мелочей: какое оборудование потребуется закупить, с какими поставщиками целесообразнее заключить договоры, какое количество персонала обеспечит производство, сколько понадобится денег — своих и заемных. Наконец, необходимо было учесть риски. Ведь я приходила на рынок, где уже работали мои потенциальные конкуренты».

На конкурс на получение субсидии от Центра занятости населения Вера Морозова пришла во всеоружии, но все равно волновалась: без финансовой поддержки извне пришлось бы очень туго. Конкурс она выиграла. Сказались и опыт, и знание той сферы, в которой она собиралась работать, и коммуникабельность, и умение увлечь своей идеей других.

Полученные от государства средства были направлены на закупку оборудования, в первую очередь холодильных установок, специализированных приспособлений, производственных столов и прочего. А параллельно шли поиски подходящего помещения. Японская кухня диктовала свои требования: лаконичность, четкость и простоту линий, большие витринные окна. Хотелось также, чтобы рядом была парковка. Наконец Вера нашла то, что искала. Небольшое уютное помещение пряталось под аркой, будто под скалой, а фасадом выходило на площадь — и создавалось впечатление полного слияния с окружающей средой. «То, что нужно», - решила новоиспеченная предпринимательница и повела разговор об аренде. Оставим все тайны переговоров, скажем лишь, что желаемое помещение Вера получила. Его ремонт и интерьерное решение — всецело заслуга супруга Веры, Александра Морозова. А вот за подбор персонала и разработку меню она взялась сама.

23 февраля состоялось открытие магазина. Поварам пришлось постараться, чтобы приспособить традиционные восточные рецепты к европейскому вкусу. По всей видимости, им это вполне удалось: магазин пользуется популярностью. Сюда заходят не только за покупками, но и отдохнуть.

Наталья — постоянная посетительница магазина. «Сегодня пришли вместе с мужем, - делится она. - Пока ребенок занимается в кружке при Доме культуры, у нас есть время спокойно посидеть, порелаксировать, а заодно побаловать себя любимыми кушаньями».

За 9 месяцев своего существования бизнес Веры Морозовой полностью окупился и уже приносит прибыль. Политика предпринимательницей выбрана разумная — цены на продукцию доступны всем категориям покупателей: и с высокими доходами, и со средним достатком. Сам же ассортимент удовлетворяет вкусам как молодых, так и зрелых любителей японской кухни.

Наверное, другой, окажись он на месте Веры, почивал бы уже на лаврах и стриг купоны. Она не такая. «Да, я занимаюсь любимым делом и получаю от этого удовольствие. Но останавливаться не собираюсь. Чем больше погружаюсь в свой бизнес, тем шире горизонты передо мною открываются, - признается Вера Морозова. - У меня есть немало интересных задумок. Очень надеюсь, что со временем сумею их осуществить, ведь рядом люди, которые безгранично в меня верят. А с ними даже точка отсчета не страшна».