Хвойные леса, фруктовые сады, пейзажные парки, старинные аллеи, часовни и церкви, помещичьи усадьбы, где пустили корни многие русские дворянские роды, – лужская земля хранит многовековую историю и загадки прошлого.
Вы спросите, какие тайны могут быть у вязов и елей. Во-первых, вид дерева иногда под большим вопросом. Для его определения нужен специалист. Например, сосен существует около 130 видов, лип – 45, а дубов – 600. Попробуй разберись без подготовки! Во-вторых, возраст исполина может прояснить имя владельца усадьбы, заложившего парк или высадившего аллею. Такая информация важна для краеведов и биографов.
Гости района – дендрологи
Лужскому району повезло. 30 сентября для определения возраста старинных деревьев в Каменке и Мереве к нам приехали ученые экстра-класса: кандидат биологических наук, зав. сектором учета и мониторинга зеленых насаждений садов Русского музея, специалист по старовозрастным деревьям Екатерина Алексеевна Жукова и доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры лесоводства Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета, специалист в области дендрохронологии, дендроиндикации и биологического древесиноведения Дмитрий Александрович Данилов.
В этот день в усадьбах Каменских и Д.В. Лялина развернулись захватывающие дендрологические приключения, участниками которых стали специалисты из Санкт-Петербурга, активные жители района и представители СМИ.
Неизвестных слов не пугайтесь! Дендрология (от греческого «дендрон-дерево») – это наука о древесных растениях, изучающая их внешнее и внутреннее строение, родство между собой, свойства, распространение и народохозяйственное значение.
История Каменки
Мероприятие стартовало в Каменке. Архитектор, краевед, основатель народного музея Каменки Татьяна Сергеевна Федотова рассказала об истории усадьбы и работе по ее сохранению. Деревня расположена на левом берегу Оредежа. Там находилась мыза Минкино, где летом и осенью 1867 года композитор М.П. Мусоргский работал над симфонической картиной «Ночь на Лысой горе» и другими произведениями.
В середине XIX века мыза принадлежала Оболенским, а в 1885 году имение купили Василий Федорович и Анна Андреевна Каменские. Они переименовали Минкино в Каменку.
Каменские были выходцами из Пермской губернии. В Перми они основали пароходство – ходили по Каме и Волге. Когда дело расширилось, появилось Товарищество пароходства и транспортирования грузов. Братья Федор и Григорий Каменские прошли путь от крепостных ямщиков князя Голицына до богатейших купцов Перми. В 1893 году Товарищество перешло в руки сыновей Федора Козьмича – Михаила и Василия и Григория Козьмича – Алексея, Александра и Ивана.
В деревне сохранились руины каменной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенной в 1892-1893 годах по проекту архитектора Н.В. Дмитриева, фундаменты построек, усадебные строения и редкий для наших мест каменистый парк.
Церковь в Каменке чем-то напоминала древние московские храмы XVI-XVII веков. В 1937 году она была взорвана, но сохранились большие фрагменты. В 2010 году силами местной семьи Строгановых и благотворителей в алтарной части была обустроена и освящена часовня.
В этом году стараниями активистов Покровский храм вошел в число двадцати сельских церквей, шефство над которыми взял Благотворительный фонд сохранения культурного наследия «Белый ирис». На средства Фонда президентских грантов прошло обучение активистов, появилась надежда воссоздать облик храма и разработать проект консервации.
При поддержке администрации Заклинского сельского поселения на территории вокруг церкви прошел субботник, спилены деревья, началась расчистка цоколя. Работы предстоят большие, но Татьяна Сергеевна уверена, что нужно стремиться к цели, а помощь обязательно придет свыше.
Загадки Каменки
Главная загадка усадьбы в Каменке: Оболенские или Каменские высадили аллею, ведущую к церкви, и заложили каменистый парк на береговом склоне Оредежа.
Первой точкой исследований стала аллея из дубов и лип. Огромные деревья растут в шахматном порядке. Во внутреннем ряду – липы, во внешнем – дубы. Кернение, именно так называют забор образца для подсчета годичных колец, проводил Д.А. Данилов.
Главный помощник специалиста – бурав Пресслера. Его в XIX веке изобрел лесовод и инженер Макс Роберт Пресслер. Инструмент похож на букву Т. Он состоит из рукоятки, пустотелого сверла и экстрактора – длинной лопаточки для изъятия из буравчика столбика древесины. Бур должен пройти больше половины толщины ствола, чтобы знать, откуда вести отсчет.
Любителям природы переживать не стоит. Диаметр керна маленький, не толще карандаша. Отверстие специалист закрывает корой, и уже через год вы вряд ли найдете место, где проходил забор. Плюс ко всему, при вхождении бура деревесина сильно нагревается – это исключает проникновение внутрь любых микроорганизмов.
В случае с дубом нам повезло: образец был плотным, без следов гнили, и захватил сердцевину. Е.А. Жукова отметила, что Дмитрий Александрович отличный специалист – не каждому удается точно проводить кернение. Фрагмент дерева упаковали в конверт, на нем указали дату и место забора, высоту взятия керна и длину окружности дерева – 162 см. Это соответствует диаметру 52 см.
С липами возникла проблема. Оба образца небольшие – это значит, что внутри есть пустоты. Д.А. Данилов отметил, что отчаиваться не стоит. Примерный возраст лип будет определен по специальной методике.
Каменистый парк
Затем мы отправились в уникальный каменистый парк. Он состоит из 5-6 террас, спускающихся к реке Оредеж. Мода на подобные ландшафтные изыски появилась во второй половине XIX века.
Вспомните Монрепо, скальный пейзажный парк на острове Твердыш в северной части Выборга. А в Алупке на каменистом берегу разбит знаменитый Воронцовский парк. Только на лужской земле все делали наборот. Там возили землю, у нас берег Оредежа украсили каменными горками, сложенными из гранитных и базальтовых осколков.
Каменистый парк, помимо возраста деревьев, долго хранил и другую тайну. Под вопросом был украшающий его вид сосны. Румелийская или веймутова? По виду шишек это мгновенно определили Д.А. Данилов и Е.А. Жукова.
Оказалось, что под Лугой больше ста лет растет североамериканская жительница – экзотическая для России сосна веймутова. Меж каменных карманов и горок, вдоль дорожек и ступенек рвутся ввысь исполины высотой до 30 метров. При взгляде снизу деревья кажутся подернутыми легкой голубой дымкой.
Дмитрий Александрович взял образцы из двух сосен. Окружность первой – 193 см (диаметр 61,5 см), второй – 179 см (диаметр 57 см). Образцы хорошие. Возраст деревьев вычислят без проблем. С помощью специалистов был определен и вид пихт, растущих в каменистом парке. Пихту сибирскую опознали по двум белым полоскам на внутренней стороне иголок.
Визит в Мерево
В бывшей усадьбе героя Отечественной войны 1812 года Д.В. Лялина нас встретил ее хозяин Михаил Петрович Великанов. Он рассказал о предстоящем празднике, приуроченном к 250-летию со дня рождения генерала, ознакомил с историей и настоящим днем имения.
В Мереве специалисты взяли три образца: два из старинного вяза и один из лиственницы. В 2011 году вяз шершавый внесен в национальный реестр старовозрастных деревьев России. В этом году он представлял Ленинградскую область на конкурсе «Российское дерево года».
30 сентября перед исследователями стояли несколько вопросов. Ответить на все пока не получилось. Однако не расстраивайтесь! Кто высадил аллею и сосны веймутова в Каменке, мы узнаем после определения возраста деревьев в лаборатории. Следите за публикациями – о результате мы обязательно расскажем.
Ирина Голубева
На фото: Д.А. Данилов проводит кернение вяза в усадьбе Мерево
Фото автора