В Луге проживает одна удивительная женщина, которая в начале девяностых годов была практически владелицей сухогруза. Кто она?
Светлана о флоте не мечтала. Окончила педагогическое училище, затем пединститут им. Герцена. Уехала на Север. Работала в школе вначале в Архангельске, затем в Мурманске. Преподавала географию.
А заболела морем благодаря мужу Владимиру Комарову. Он родился в семье участников Великой Отечественной войны, даже мама была на фронте, служила радисткой. После войны родители служили в воинской части на 131 километре, много ездили по стране, восстанавливали мосты и тоннели в Куйбышевской области, в Цимлянске и т. д.
Владимир встретился со Светланой в Киришах, где служил в уголовном розыске. Там же заместителем начальника милиции был ее отец Владимир Павлович Екатеринчев. Позднее Екатеринчев стал начальником Лужской милиции, и многие жители нашего города до сих пор с добротой и признательностью отзываются о нем.
Уголовному розыску Комаров отдал два года. А до этого у него было несколько «морских романтических» лет. Восемнадцатилетним Владимир пришел на флот на ледокол «Сибиряков». Этот корабль известен тем, что в 1967 году был задействован в съемках фильма «Красная палатка». Ледокол «загримировали» под судно-спасатель «Красин». Сам исторический «Красин» после проведенной в 1950 годах в ГДР модернизации мало напоминал внешним обликом тот ледокол, который в 1928 году помог команде аэронавтов дирижабля «Италия», потерпевшего крушение.
Съемки проходили на Земле Франца-Иосифа. В фильме о спасении экспедиции Нобеля снималась популярная в то время Клаудиа Кардинале. В 60-е годы лента имела огромный успех у зрителей. Владимир Комаров был на ледоколе уже машинистом 1 класса (а начинал с кочегара), в съемках, понятное дело, непосредственно не участвовал, но в течение двух месяцев мог наблюдать, как они шли. На память остались фотографии зимовки в Норвегии и молодого Никиты Михалкова в роли летчика.
Говорят, кто вышел в море один раз, будет покорен им навечно. Так получилось и у нашего героя. После двух лет службы в милиции он вернулся на флот. Владимир Александрович ходил в море старшим механиком на больших автономных рыболовных судах-спасателях, ловил рыбу в морях Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Министерство рыбного хозяйства СССР наградило его почетным знаком «За безаварийную работу на судах Флота рыбной промышленности СССР». Светлана, как и положено верным женам моряков, ждала мужа. Но когда предстоял опасный рейс, рискнула и она.
Комаров был человеком увлекающимся, его отличала неуемная энергия, с интересом и удовольствием он принимал участие в разных мероприятиях. Однажды, будучи в командировке на частном судне Североморского кооператива «Экология» теплоходе МИ 0840 в качестве начальника рейса, помог администрации Октябрьского горисполкома организовать выставку картин североморских и мурманских художников в норвежском городе Тромсё, который был побратимом Мурманска.
Завязались добрые отношения с руководителями исполкома. И вот однажды в разговоре ему кинули фразу: «Такой деловой, а что своего судна не имеешь?» Заболел идеей. Частному лицу такую покупку не разрешили бы. Администрация в знак благодарности предложила помочь Владимиру зарегистрировать организацию, чтобы на нее оформить покупку через лизинговую компанию Мурманского Агропромбанка. Подготовил документы, сдал на регистрацию. Назвал свою будущую компанию «АркТранс».
Перед увольнением с флота Владимиру предложили сделать последний рейс – перегнать судно МИ 0840 в Грецию, в порт Пирей, для передачи его в аренду компании «Nattem». Задание выполнил и договорился с греками на всякий случай о возможном сотрудничестве, подписав документ о намерении.
Теперь можно было подумать и о своем теплоходе. ООО «АркТрансу» дали разрешение на внешнеэкономическую деятельность. Администрация города представила Комарова директору Агропромбанка В. Хохловкину.
Судно нашли в Петрозаводске. Банк оформил лизинг – 82 млн. И вот Светлана вместе с мужем гордо стоят на борту своего теплохода «Волго-Балт 147». Судно предъявлено Морскому Регистру России. Нужно начинать работать. Провели переговоры с греческой компанией «Nattem» – вот где пригодилось знакомство – с просьбой найти попутный груз, чтобы доставить его из стран Балтики в страну Средиземного моря. Греки предложили зайти в финский порт Коккалу, взять 4 тыс.куб. метров креозолевых бревен для турецкого порта Трабзон.
О морском переходе на «Волго-Балт 147» рассказывает следующее. Вначале перегнали теплоход в Ленинград. И тут встала дилемма: если взять груз и идти реками в Черное море, можно в итоге потерять судно, так как не было средств на оплату шлюзования, закупку топлива, на лоцманские проводки и даже на зарплату экипажу, не говоря уже о лизинговых платежах. Команду Комаров укомплектовал мурманскими моряками, но речников среди них не было.
До конца летней навигации оставалось меньше двух месяцев, а зимовать где-нибудь в затоне значило потерять возможность получения средств. Оставался один путь – идти морем вокруг Европы. Путь рискованный, опасный. «Волго-Балт 147» относится к классу река-море. Эти суда не имеют права выходить в океан, так как у них большая длина и слабый корпус, который не выдержит натиска волн. В истории есть пример, когда теплоход «Волго-Балт 222» «Арвин» переломила волна и в считаные минуты он ушел на дно океана. В интернете можно посмотреть это видео.
Владимир собрал команду, рассказал о своем плане, подчеркнул, что другого выхода он не видит. И предупредил: вероятность гибели судна и экипажа большая. Тем морякам, кто откажется, он выплатит месячную зарплату и оплатит проезд в Мурманск. Осуждать не будет, честный поступок не будет считать трусостью, ведь у каждого есть семья, дети. Большинство моряков были с его флота, вместе неоднократно ходили в море.
Не струсил никто, вся команда, все 18 человек проголосовали за переход по морю. Светлана тоже наотрез отказалась покидать борт судна и вместе с мужем вышла в этот опасный рейс. Ей вменили обязанности помощника кока, контроль за соблюдением требований санитарии, оказание медицинской помощи, по мере необходимости подмену рулевого матроса. На борту была еще одна женщина – жена боцмана, выполнявшая обязанности повара.
Все члены экипажа приняли сухой закон, все свободное от вахт время посвятили изучению систем и механизмов судна, проверке балластных и осушительных систем, проводили учения по борьбе за живучесть судна, заделке пробоин и т. д. Понимали: жизнь людей и судна зависела от каждого члена экипажа. Морякам не надо было объяснять, что судно под российским флагом, находящееся в море и в иностранном порту, есть территория России и весь экипаж должен помнить о долге и чести российского моряка.
14 августа 1992 года «Волго-Балт 147» вышел из порта Ленинград и направился в Коккалу. Прошли Балтийское море. У берегов Англии пришлось пролежать в дрейфе целую неделю в ожидании благополучной погоды в Атлантике. Впереди был Бискайский залив. Опытные моряки знали, что в этих местах нужно быть начеку.
Погодные условия отвратительные, и это еще мягко сказано. Зоны низкого давления могут принести с собой сильные ветры, осадки, бурлящее море. Команда наблюдала за погодой, не спешила, как говорится, на рожон не лезла. До Гибралтара дошли без приключений, и только в Средиземном море их настиг шторм. Но в этом море волна короче и не такая опасная, как в океане.
«Тот факт, что мы на речном судне прошли такой путь, случай, достойный рекорда Гиннеса, – рассказывает Владимир Александрович. – Я мог бы претендовать на него. Но вместе с рекордом мог бы получить срок, так как подвергал опасности жизнь команды». Потому он оставил это приключение просто в своей истории.
Удивительную выдержку и самообладание проявили женщины, находившиеся на борту. Светлана вспоминает: «Опасность я понимала. Знала, что рискуем. Но рядом с мужем ничего не боялась. Поразило бесконечное, без границ, море. Туманы. Но мы без боязни шли вперед, ребята были смелыми и полностью доверяли Владимиру».
В Греции сошли на берег. Моряки заработали неплохие деньги, решили свои жилищные и финансовые вопросы. Постепенно рассчитались с банком по лизингу. Светлана снова уехала в Мурманск, продолжила преподавать географию, теперь уже обогащенная необычным опытом и захватывающими впечатлениями.
А команда «Волго-Балт 147» продолжала перевозить грузы, работали в основном по странам Средиземноморья. Неоднократно это судно пытались «отжать» и банкиры, и греки- «компаньоны». Протягивали руки к сухогрузу и украинцы – в то время многие порты на юге принадлежали им: Одесса, Херсон. Нашим был только Новороссийск. Но опыт работы в уголовном розыске помог Владимиру Александровичу вовремя сориентироваться, предугадать и отбить «наезды».
Окончательная судьба сухогруза «Волго-Балт 147» решилась в 2013 году, судно было списано и разделано в Алиаге в Турции. Но тогда у него был уже другой хозяин.
28 лет назад семья Комаровых окончательно осела в Луге. Владимир Александрович стал руководителем филиала завода «Темп», затем генеральным директором АДП «Луга». Теперь он просто индивидуальный предприниматель.
Светлана организовала косметологический салон «Вита», 27 лет она вместе с небольшим коллективом помогала лужским женщинам следить за красотой. Сейчас Светлана Владимировна работает психологом в пансионате «Зеленый Бор». Увлекается подводным плаванием и заразила им своих подруг. Об опасном путешествии супруги Комаровы вспоминают, когда смотрят видео, снятое в годы, проведенные на борту «Волго-Балт 147.
Любовь Бекетова
На фото: Светлана Комарова на мостике судна «Волго-Балт 147» во время перехода в Грецию