Первое упоминание о деревне Остров Новгородского уезда Вотской пятины находим в Писцовой книге 1500 года, но это поселение, вероятно, еще древнее. Деревня стояла как на острове: вокруг глухие леса, болота, гиблые места. Что заставило людей селиться в этой глухомани? Война, эпидемия или еще какая беда, а может, раскол, ведь многие несогласные с Никоном убегали тогда с обжитых мест в леса.
Деревня вдали от всех жила своей жизнью. В сведениях о поселениях Новгородского уезда на 1884 год в Острове насчитывалось 46 дворов, проживало 245 человек. Главное занятие жителей – земледелие, возка дров, в деревне имелись часовня, школа, магазин, мелочная лавка. В церковных ведомостях г. Новгорода и его уезда за 1915 и 1916 годы имеются сведения о том, что к приходу Климентовской церкви принадлежат 14 деревень, в том числе и Остров, число домов – 38, жителей – 243, расстояние от церкви – 15 верст. В соседние деревни Никулкино и Заручье вели проселочные дороги, но добраться по ним можно было только в сухую погоду, в дождливое лето или в осеннюю распутицу дорог не было.
В начале 30 годов в деревне был организован колхоз «Красный остров», в котором трудилось все взрослое население. Из статьи «Заканчивают уборку зерновых» (газета «Заря коммуны» от 7 августа 1940 года): «Пользуясь хорошей погодой, колхоз «Красный остров» организовал массовую уборку озимых хлебов. В колхозе мобилизованы на уборку все свободные от сенокоса силы. Одновременно на полях работает жнейка. Машиновед тов. Крылов не допускает простоев машины. При его внимательном отношении к работе жнейка за весь период не имеет ни одной аварии. В результате дружной, организованной работы колхозников в колхозе из плановых 35 гектаров озимых на 5 августа убрано 20 гектаров».
В конце 30 годов в Острове насчитывалось 50 дворов, деревня была красивая и богатая.
Из воспоминаний
старожилов
Антонина Григорьевна Федорова, 1932 г. р., д. Заполье: «В Острове я была с мамой перед самой войной. Помню, шли очень долго по лесу и по болотистой местности. Деревня на самом деле стояла как на острове среди болот. Мне запомнились огромные красивые дома и посреди деревни дорога, выложенная булыжником. Многие дома были выкрашены, а еще я впервые увидела крашеные полы в избах, это говорило о том, что здесь живут зажиточные люди. Действительно, об Острове говорили как о богатой деревне. Остров славился яблоневыми и вишневыми садами, а вокруг стоял лес, богатый брусникой, черникой, клюквой, грибами. Жители деревни занимались продажей ягод и фруктов, ходили торговать через болото в Вырицу».
Вера Федоровна Тельдекова, д. Запередолье: «Родилась я в д.Остров в 1931 году. Деревня наша была большая, дома стояли высокие, пятистенные. Вдоль деревни была дорога, вымощенная камнем. Было два магазина, школа, где я училась, моя первая учительница – Антонина Михайловна Силина. За деревней стояли скотный двор, конюшня, кузница. Была в деревне часовенка, а за деревней находилось огромное кладбище, это говорит о том, что деревня наша старинная, издавна люди жили в ней. В старые времена у деревни была вырыта копань, которой пользовались жители, брали воду для полива рассадников, которые находились рядом с копанью. У леса стоял высокий маяк. Электричества в деревне не было, сидели с керосиновыми лампами да свечками».
Антонина Федоровна Цветкова (Антонова), 1933 г. р., д. Никулкино: «Отец мой Федор Иванович Антонов был родом из Острова. Это была большая и красивая деревня в три улицы. Дома-пятистенки стояли плотно друг к другу. Рядом с деревней находилось озерко и старинное кладбище, его называли «шведским». Люди в деревне жили зажиточно. Из детских воспоминаний запомнилось, что у многих в деревне были швейные машинки «Зингер», а еще летом вывешивали одежду на улице, сушили ее, хлопали от пыли, запомнилось, как висели на изгородях шубы на лисьем меху, юбки из бархата и другая богатая одежда».
Мирную жизнь нарушила война. 18 августа немцы пришли в деревню, но надолго не задержались, а ушли в Бор и Никулкино. Настало тревожное время: днем в деревню наведывались немцы, а ночью приходили партизаны, жители помогали им чем могли. В годы войны деревня Остров была в центре партизанских действий, и в 1943 году немцы ее полностью сожгли, а жителей силой отправили в Германию и Латвию. По возвращении из неволи многие поселились в соседних деревнях, их до сих пор называют «островскими». Деревня так и не отстроилась… В 50-70 годы на месте, где стояла деревня Остров, пасли колхозный скот, были колхозные, затем совхозные покосы, заготовляли сено, а зимой его вывозили на санях. В те годы еще были видны остатки фундаментов нескольких домов, а сейчас все заросло…
Е.С. Федорова