Лодка-осташевка на реке Луге

Новости

554 просмотров

В 2019 году традиционная лужская лодка мастера Н.Н. Яковлева отметилась на Селигере, участвуя в парусном фестивале. В августе этого года, когда проходил очередной фестиваль «Паруса России на Селигере», лужане снова побывали на этом ярком празднике. В рамках фестиваля 10 августа состоялась экспедиция по спасению одной из последних традиционных деревянных лодок. В итоге недавно открытый благодаря усилиям Игоря Кокоулина музей селигерской лодки обрел бесценный экспонат. Интерес лужан к этому событию не случаен, т. к. исстари осташи, как называли жителей г. Осташкова Тверской губернии, ходили по реке Луге на рыболовный промысел в Финский залив. Да и рыбаки Лужского и Ямбургского уездов многие десятилетия покупали добротные сети, кожаные рукавицы, фартуки и сапоги осташковского производства. Впрочем, на гербах Луги и Осташкова изображены рыбы. Так что, как говорится, рыбак рыбака видит издалека.
 
Именным указом императрицы Екатерины II от 3 августа 1777 г. было положено начало истории города Луги на одноименной реке: «На реке Луге учредить новый город, близ урочища, где река Вревка в Лугу впадает, наименовав сей город Луга». Немногочисленные тогда жители новооснованного города, в котором спустя пять лет после царского указа насчитывалось всего 50 домов и казенных зданий, наверняка были удивлены, когда в весеннее половодье через центр строящейся Луги проплывали нарядные остроносые лодки с удалыми рыбаками аж из самой Тверской губернии. А свой путь они держали на промысел, к Финскому заливу, куда несет свои воды река Луга. Осташковским рыбакам приходилось преодолевать столь дальний путь потому, что в их уезде земля была неплодородной, а нужно было не только кормить семью, но и платить различные подати.
Согласно «Топографическому описанию» Санкт-Петербургской губернии, составленному в 1783-1789 годах, о нашей реке Луге сказано: «Судов на ней никаких не ходит кроме весны, во время же разлива оной осташковские рыболовы спускаются по оной вниз в лодках четырех и шестивесельных к морю». Это перекликается со сведениями, приведенными в «Генеральном соображении по Тверской губернии, извлеченном из подробного топографического и камерального по городам и уездам описания 1783-1784 гг.», среди прочего про отхожие промыслы крестьян Осташковского уезда говорится следующее: «Не малое число отъезжают артелями для рыбной ловли и своими неводами летом в Нарве, Ревеле и Выборге».
Каким образом осташковские крестьяне добирались с Селигера в Финский залив, подробно говорится в «Военно-статистическом обозрении Санкт-Петербургской губернии», изданном в 1851 г.: «Замечательно, что осташковские рыболовы до сих пор пользуются водами Луги, отправляясь ежегодно весною к берегам Финского залива, на рыбный промысел. В этом случае они обыкновенно от г. Демьянска плывут в своих лодках по рекам Явонь, Пола, Ловать, озеро Ильмень, Шелонь, и пройдя Мшагою верст 10 (до Медведя) лодки свои перетаскивают сухим путем до р. Луги и по ней спускаются до берега Финского залива. Этих осташевских лодок ежегодно проходит от 15 до 20; в каждой из них помещается от 8 до 12 человек и укладывается часть рыбачьих снастей и припасов».
Этот водный путь и мастерство в строительстве лодок селигерского типа в середине XIX века были хорошо знакомы и многим жителям селений на границе Тверской и Новгородской губерний. «Прибрежные жители р. Полы, Щеберихи и Явони строят ежегодно суда, известные под названием осташевок, и плывут на них, пользуясь весенними водами до устья р. Явони, потом подымаются около 15 верст до с. Селища, где нагружают их в половину; прибыв в д. Новинку, останавливаются для добавки груза пропорционально высоте вод. В д. Подберезье же дополняют его до 9 четвертей и спускаются в р. Ловать, а ею в оз. Ильмень. Таким образом осташковские купцы отправляют свои товары летом на возах или зимою на санях до д. Селища на р. Явони, или в д. Новинку на р. Поле, смотря по высоте вод; отсюда же идут они водою».
По сведениям В.А. Преображенского, в 1859 г. «занимающихся рыбною ловлею на Селигере и на берегах Балтийского моря <…> было: 36 хозяев и 182 рабочих.
Указание на то, что осташи занимались рыболовством на других водоемах северо-западной части Российской империи, в частности на Финском заливе, дается и в «Памятной книжке Тверской губернии на 1863 год»: «Кроме рыболовства в самом Осташкове, некоторые из его жителей занимаются рыболовным промыслом на стороне. Так, до 20 семейств отправляются ежегодно для рыбной ловли в Ревель, Нарву и на Ильмень, где получают значительные выгоды. В помощь себе они берут работников частью из осташковских жителей, но больше из уезда, всего человек до 200, с платою от 40 до 60 руб. на каждого».
Как видно из вышеуказанных источников, порядка двухсот осташей ежегодно проходили по Луге в Финский залив. Лишь позднее, когда во второй половине XIX столетия у них появилась постоянная база в Стрельне, осташковские рыбаки перестали ходить по Луге. Тем не менее лодки осташковского типа строились и использовались местными рыбаками в Лужской губе Финского залива еще в 1930 годы.
Традиции крестьянского деревянного судостроения на Селигере уходят в глубокую древность. В рассматриваемый нами период жители Осташковского уезда строили не только осташевки, но и барки, водовики осташковские, а также вязанки (связочные лодки). Обычно лодка-осташевка имела длину около 5 саженей и ширину чуть больше одной, а строилась на 5-6 навигаций. В основном они использовались для перевозки пассажиров, хлеба и прочего разного груза, которого могли принять на борт от 200 до 400 пудов. К сожалению, последние мастера, владеющие секретами строительства подобных лодок на Селигере ушли из жизни в начале XXI века.
 
Премьер-министр России Михаил Мишустин 3 августа подписал Постановление № 1277 в рамках реализации норм Федерального закона «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», который был принят в октябре 2022 года. Положение устанавливает порядок формирования, ведения и использования федерального государственного реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, состав сведений об объектах, подлежащих внесению в федеральный реестр, порядок принятия решения о включении объекта в федеральный реестр. Оператором реестра определено Министерство культуры РФ. В реестре содержится информация о происхождении объекта, месте бытования, носителях и хранителях самобытной традиционной культуры. «Развитие такого ресурса позволит упростить изучение, использование, сохранение и популяризацию нематериального этнокультурного достояния» – отмечено на сайте Правительства России. Таким образом, технологии изготовления традиционных деревянных лодок в разных регионах нашей страны также становятся объектом нематериального культурного достояния, что актуально и для нашего региона, где старых лодочных мастеров остались считаные единицы, как и образцов крестьянского судостроения.
Игорь Половинкин