– Юрий Владимирович, правильно ли мы понимаем (видим и оцениваем), что проект расселения аварийного жилья, несмотря на всю свою масштабность, а значит, и высокую стоимость, продолжает реализовываться запланированными темпами?
– Вы понимаете абсолютно правильно. И оцениваете то, что видите, тоже абсолютно верно (улыбается). Это, во-первых, действительно самый масштабный в истории города проект расселения аварийного жилья. В рамках этого проекта в городе Луге было запланировано строительство семи десятиэтажных многоквартирных домов. Для этого сформированы три земельных участка на Медведском шоссе, вблизи физкультурно-оздоровительного комплекса, общей площадью 9,3 га. Количество квартир по проекту составляет 1 198, общей площадью 52,3 тысяч кв. метров. Новые квартиры получат более 3 000 человек. Получается, что почти каждый десятый лужанин переедет в новое современное комфортное жилье.
– Будем за них радоваться. За всех. Масштаб действительно впечатляет.
– Я уже говорил прежде, что такого «великого переселения» Луга не знала, пожалуй, со времен окончания Великой Отечественной войны. Проект строительства домов в Луге является самым крупным на территории Ленинградской области. Расселяемая в Луге площадь аварийного жилищного фонда в рамках программы составляет почти 20 % от общей расселяемой площади по Ленинградской области. Так что есть чему радоваться, это правда.
– Чтобы такой проект реализовать, нужны большие деньги. Их, как известно, всегда не хватает, а сегодня – особенно.
– Финансирование программы осуществляется из трех источников: это федеральные средства из бюджета Фонда содействия реформированию ЖКХ, средства бюджета Ленинградской области и средства местного бюджета. Затраты местного бюджета в 2021-2023 годах на приобретение квартир в первых трех домах на сегодняшний день составили 193 миллиона 482 тысяч рублей. Общие затраты из бюджетов всех уровней – 2 миллиарда 112 миллионов 213 тысяч рублей. И нигде ничего не «обрезано». Кроме этого, за счет средств местного бюджета произведены работы по подготовке земельного участка, выкорчевка пней, вынос инженерных сетей, строительство необходимых инженерных коммуникаций до границ участка и прочие мероприятия.
– Нагрузка для местного бюджета немалая, если не сказать – тяжелая.
– Это правда. Чтобы выкупить дополнительные метры, в этом году, например, заложено 130 млн рублей. Кроме этого, мы помогаем из районного бюджета и поселениям, выделяя деньги на эти же цели.
– Тем не менее первый этап строительства (2021- 2022) завершен. Близок к завершению и второй этап.
– Да. Построены и введены в эксплуатацию два дома – 213 квартир (63 и 150), в которые переселяется 551 человек. Сейчас, на втором этапе строительства – это 2022-2023 годы, будет построен еще один многоквартирный дом на 276 квартир, в котором предусмотрено в том числе и предоставление квартир шестнадцати семьям, проживающим на территории Мшинского сельского поселения. В настоящее время возведены все 10 этажей дома. Приобретены окна, ведется их установка. Монтируются внутренние перегородки и инженерные системы как в квартирах, так и общедомовые. Лифтовое оборудование закуплено, готовится к монтажу. Ведутся внутренние работы по отделке помещений: стяжка пола, оштукатуривание стен, заделка швов перекрытий. Выполняются фасадные работы: герметизация швов и покраска здания. Также будут оборудованы детские и хозяйственные площадки, выполнены работы по благоустройству, организованы проезды, пешеходные дорожки и парковочные места для автомобилей.
– То есть, процесс заселения дома, получения ключей людьми уже совсем-совсем близок?
– Мы к заселению второго этапа приступаем в ноябре. Сейчас приглашаем участников программы, которые будут заселены в этот дом, и сверяем документы, готовимся, чтобы максимально быстро приступить к процессу заселения, когда дом окончательно будет готов.
– Какие-то вопросы или проблемы возникают с будущими жильцами?
– Часто задают вопрос: почему мы не расселяем домами, чтобы их сносить? И чтобы, соответственно, жители этих аварийных домов получали новые квартиры в одни и те же сроки. Потому что сейчас кто-то получает квартиру и заселяется в нее в 2022 году, а кто-то – ждет до 2025-го.
– А почему так? Вроде бы у всех же равные права?
– Потому что так устроена очередь – реальная. Да, права у всех равные. И по заключению комиссии, признавшей дом аварийным, у каждого есть право на получение квартиры определенного метража. А он у всех разный. И квартира каждая уникальна, которая строится. Поэтому проектировщики распределяют, какого метража квартиры можно построить в доме определенного проекта.
– В том смысле, что нельзя построить дом, в котором, например, только однокомнатные квартиры, так? Количество квартир разного метража заложено в проекте дома? И его надо выбрать. Потому и ждать.
– Именно. И проектировщики отбирают те проекты, которые в конечном итоге удовлетворили бы все запросы людей из очереди. Но не всех в один момент. Увы. Кто-то переедет в новую квартиру раньше, кто-то – позже.
– Люди это понимают?
– Да. Понимают.
– Будут ли жильцы новых домов, которые уже въехали в свои новые квартиры, испытывать неудобства, пока идет строительство второй, третьей и четвертой очередей? То есть, будут ли они «жить на стройке», что мало кому нравится?
– Сами посудите: выделенный участок в 9 с лишним гектаров разделен на три участка и расположен по обеим сторонам Медведского шоссе. Часть домов уже построена. Причем строится все по новым нормативам и новым стандартам строительства – с превышением выделенной площади. А следующие очереди – вообще через дорогу. Не думаю, что это проблема.
Давайте подробнее: в этом году мы завершаем строительство как раз на стороне, противоположной физкультурно-оздоровительному комплексу. Дома, которые уже построены, предусматривают и благоустроенную дворовую территорию, и тротуары, детские площадки, площадку для сбора твердых коммунальных отходов, построены ливневая канализация и котельная. Все это благоустроено. Фактически к следующему году эта территория, на которой построено три дома, уже не будет иметь никаких признаков строительства. И жители только одного из трех домов смогут наблюдать ход строительства через дорогу.