В многовековой истории Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря было немало трагических страниц, начиная от разорения в годы Ливонской войны и пожаров до насильственной приписки к Новгородскому Вяжищскому монастырю в конце XVII века.
В начале XX столетия в революционном вихре и начинавшейся в России Гражданской войне обители на Череменце снова предстояло пережить тяжелые испытания.
Подтверждением тому служит небольшая заметка в антибольшевистской газете «Томский церковно-общественный вестник» от 6 июня 1918 года. Помимо воззвания Временного Сибирского правительства, в ней была опубликована информация о разгроме Череменецкого монастыря бандитами.
«Два дня тому назад в известный Череменецкий монастырь, находящийся около Луги, прибыла на восьми автомобилях группа вооруженных неизвестных. Вызвав настоятеля монастыря, один из прибывших заявил, что он и его товарищи явились для обыска и конфискации церковного имущества. На просьбу настоятеля предъявить соответствующие документы неизвестные ответили отказом. Приставив охрану к общежитию монахов и к церковной колокольне, дабы кто-либо из монахов не мог поднять набатом тревогу, неизвестные прошли к главному собору и в находящуюся рядом ризницу. Со всех икон были сняты драгоценные ризы. Пострадал также и алтарь собора, откуда были взяты все предметы религиозного культа. Неизвестные хозяйничали полдня, затем, набрав вещей на несколько сот тысяч рублей, скрылись на автомобилях по направлению к Луге. О розыске и задержании неизвестных разосланы во все города срочные телеграммы».
Вообще 1918 год был непростым для Петроградской епархии. Во многих местах прошли аресты, были расстреляны 26 представителей духовенства, в числе которых четыре уроженца Лужского уезда.
В 1922 году, когда советская власть проводила кампанию по изъятию церковных ценностей, Череменецкий монастырь снова серьезно пострадал. Прибывший в обитель красногвардейский отряд приступил к реквизиции церковной утвари из драгоценных металлов, риз и камней с икон. Но монахи успели ударить в колокола, и на защиту монастыря прибежали жители окрестных деревень. С огромным трудом удалось избежать кровопролития. Эта история была подробно описана в издававшейся в Луге газете «Крестьянская правда»