Он навсегда связан с Лугой

Новости

504 просмотров

Александр Обухов, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (СПб), член Союза журналистов СПб и ЛО
 
Артиста театра и кино Петра Илларионовича Шелохонова стали понемногу забывать. Расцвет его творчества пришелся на 70 – 80 годы прошлого века. Играл он много и самозабвенно. Его фильмография насчитывает более семидесяти кинокартин, таких как «Укрощение огня», «Любовь Яровая», «Даурия», «Девушка и Гранд», «Правда лейтенанта Климова», которые и в наше время часто показывают по различным каналам телевидения. Добавьте сюда десятки ролей, сыгранных на сценах Иркутского драматического театра, Таганрогского театра им. Чехова, а также в театрах Ленинграда – Санкт-Петербурга: театре Ленинского комсомола, театре имени Комиссаржевской и театре имени Ленсовета. 
 
В годы своей плодотворной сценической деятельности Петр Илларионович работал с выдающимися мастерами отечественного и мирового искусства: Алисой Фрейндлих, Людмилой Касаткиной, Павлом Луспекаевым, Олегом Далем, Николаем Гриценко, Кириллом Лавровыв, Василием Шукшиным, Софи Марсо и Питером Устинов. Однако, несмотря на столь блестящую творческую деятельность, увенчавшуюся в 1979 году званием Заслуженного артиста РСФСР, путь Петра Илларионовича в профессию был труден и тернист.
Его детство и юность пришлись на годы страшной войны с фашизмом. Он оказался в самом пекле событий. Родился Петя на территории Западной Белоруссии в 1929 г. В то время эти земли по договору 1921 г. входили в состав Польши. В 1939 г., после начала II Мировой войны, они вновь вошли в состав СССР. Но не прошло и двух лет, как 22 июня 1941 г. сюда вторглась фашистская Германия. Двенадцатилетний мальчик чудом спасся, выбежав из разбомбленного дома. Вся деревня была буквально перепахана немецкими танками. Его родители и родственники погибли. Лишь к вечеру мальчик набрел на стог сена, в котором заночевал. Здесь его и нашли немецкие солдаты. Петр сумел вырваться и бежал. Вдогонку последовала автоматная очередь. Пули по касательной, задели лицо, на всю жизнь остались шрамы. Петру удалось укрыться в лесу.
Как будущему артисту удалось пережить осень и суровую зиму 1941 года, скитаясь по лесам, невозможно представить. Он рассказывал, что от голодной смерти его на первых порах спасла бесхозная корова, убежавшая в лес. Вспомнив, как он ухаживал за своей живностью до войны в деревне, Петр сумел приручить корову и пил молоко прямо из вымени. Спал вместе с коровой в лесу. Так продолжалось до снега. Затем кормилица умерла. Надо было как-то выживать. Ночами мальчишка воровал у немцев, стоявших в деревнях, боеприпасы и глушил в реках рыбу гранатами. Вскоре Петр понял, что так все равно не выживешь. 
И вот что он придумал. В одном из заброшенных домов нашел большой отрез материи, из которого получился занавес. Перочинным ножичком маленький «папа Карло» вырезал фигурки кукол. Вообще дом оказался настоящим клондайком. Мальчуган нашел в нем и хриплый разбитый аккордеон. Так начались странствия маленького артиста по деревням Белоруссии и Украины, продолжавшиеся вплоть до освобождения этих территорий нашими войсками. Перед женщинами и детьми будущий актер выступал с кукольным спектаклем «Красная шапочка, Петя и волк на войне». Петя сам водил четырех кукол, говорил четырьмя голосами и срывал не только аплодисменты, но и зарабатывал хлеб, картошку и сало. Весь его артистический реквизит помещался в трофейном мешке.
Наконец пришел долгожданный май 1945 г. Победу шестнадцатилетний актер встретил в Чернигове. После показа своего кукольного спектакля был зачислен в труппу Черниговского театра кукол. Осенью 1945 г. Петра приняли в класс фортепьяно Киевской филармонии. Но все это было не то. Юноша рвался в Ленинград.
В 1946 г. его мечта сбылась. Правда, в городе на Неве ему пришлось на время забыть об артистической карьере. Надо было на что-то существовать, и Петр поступил в ремесленное училище. В 1949 г. его призвали в армию, на флот. С 1949  по 1954 г. Шелохонов служил на Балтийском флоте в Ленинграде, Кронштадте, Калининграде и Лиепае. В 25 лет Петра демобилизовали, и он в 1954 г. пришел поступать в Ленинградский театральный институт. Приемная комиссия критически рассмотрела документы краснофлотца и, учитывая, что все годы войны он находился на оккупированной территории, вынесла вердикт: «Ваши документы не в порядке». Впору было опустить руки. Что было делать?
 
Петр Илларионович решил действовать известной присказке: «Нормальные герои всегда идут в обход». Так он появился в Луге. Валентина Дулова, племянница его жены, так описывает это время: «Мне было 11 лет. Я жила у тети Люси в Луге, под Ленинградом. Она была не замужем и в городке маленьком заметная, все-таки главный инженер фабрики «Скороход». (Замечу, что здание фабрики,  старый двухэтажный купеческий особняк, находилось в центре города, где сейчас расположена девятиэтажка по адресу: пр. Кирова, д. 77. – А.О.) Инженер на выданье. Смотрели на меня, сравнивали с ней, судачили. А один незатейливый жених, чин из райкома, даже отважился: «Людмила, – говорит, – я и с дочкой возьму». И кашлянул, и галстук поправил. А она весело смеялась, запрокидывая кудрявую голову. Но появился дядя Петя. Он приносил пластинки, и они танцевали танго… Ах, как он играл на своем аккордеоне!
Он был чуть моложе моей тетки. Моряк, который умел петь, танцевать, читать стихи со сцены и мечтал стать артистом… Куда же со всеми этими талантами деваться в маленьком городке под Ленинградом? И он стал директором дворца культуры. «Дворец», говорили все. Обшарпанный такой дворец был, эпохи социализма, с треугольным тяжелым фронтоном и портиком из облупленных колонн, похожих на ноги старого больного слона.
В народе дворец называли «Промка», то есть от промкооперации. А дядя Петя все силы приложил, чтобы превратить «Промку» в настоящий театр. (Речь идет о клубе УПП, в котором сегодня расположен универсам «Верный». – А.О.) Он, как и все вокруг нас тогда, был добрый и простой, наивный и честный человек… Такими были и мои родители, и тетя Люся, и вся родня моего отца. Поэтому приехали, увидели и сказали моей тете Люсе – «Хороший человек. Мы его выучим (оба ее брата – профессора, доктора наук). Выходи, Люся, за него». А вскоре они и свадьбу сыграли».
Молодожены переехали в Сибирь. В Иркутске Петр Илларионович закончил театральное училище и стал ведущим актером Иркутского драматического театра. Затем был Таганрогский театр имени Чехова, в котором Шелохонов выступал не только в роли актера, но и режиссера-постановщика.
 
В 1967 г. началась кинокарьера актера. Он сыграл главную роль в телевизионном фильме «Шаги в солнце», после которой его заметили кинорежиссеры. Однако успешное начало чуть было не перешло в бесславный конец. В 1968 г. Шелохонова пригласили на «Ленфильм» сниматься в детективе «Скрытый враг». Для того времени сюжет кинокартины был более чем крамольным. Дело в том, что режиссер Н. Розанцев решил пригласить актера на главную роль. По сюжету он должен был играть шпиона в форме офицера советской милиции. Для того чтобы фильм прошел цензуру, режиссер заменил название на «Амнистии не подлежит». Но это не помогло. Всесильный министр внутренних дел СССР, свято следивший за реноме милиции, обвинил создателей фильма в антисоветчине, о чем доложил в письме, направленном в ЦК КПСС. Отдельно досталось Петру Шелохонову. Щелоков заявил, что актер со всей неприглядностью изобразил матерого врага советской власти, скрывавшегося под личиной офицера милиции. В результате, все фильмокопии картины «Амнистии не подлежит» были уничтожены.
Над Петром Илларионовичем нависли грозовые тучи. Мог возникнуть запрет на профессию. Ситуацию спас кинорежиссер Сергей Герасимов, пригласивший актера на главную роль в двухсерийном фильме «Укрощение огня». Но киноначальство, перестраховываясь, на главную роль выдвинуло Кирилла Лаврова, а роль помощника главного героя досталась Петру Шелохонову. Так Лавров и Шелохонов стали друзьями на всю жизнь и снялись в десяти фильмах. После этой роли сбылась мечта всей жизни актера. Режиссер Игорь Владимиров пригласил его в труппу театра имени Ленсовета.
Друг Петра Шелохонова, ныне здравствующий артист Иван Краско, писал: «Мы объездили весь Советский Союз с гастролями. Тогда мы не ставили задачу что-то изменить, но помогали людям задуматься. От того, что нас в жизни не устраивало, мы находили спасение в нашем творчестве и в общении друг с другом… Театры оставались островками живого свободного общения, куда люди могли уйти от неразрешимых проблем советской реальности, получить глоток свежего воздуха. Наши спектакли будоражили умы многих тысяч зрителей». 
От себя добавлю, что лужане, работавшие на фабриках, заводах и в учебных заведениях нашего города, в 70 – 80 годы прошлого века почти ежемесячно выезжали целыми коллективами на спектакли, шедшие в Ленинградских театрах. Многие из них помнят, а после прочтения этой статьи и вспомнят, блистательную игру Петра Илларионовича Шелохонова.
Артист любил наш уютный город, ведь именно здесь он вышел на сцену и нашел свою первую и единственную любовь. Вот почему свой последний приют он обрел в Луге (1999 г.)

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"