С легкой руки императора

Новости

384 просмотров

В середине XIX столетия река Луга считалась одной из главных сплавных рек Санкт-Петербургской губернии, и еще 170 лет назад была предпринята попытка улучшить судоходство по ней. Причем к решению данного вопроса были причастны весьма высокие персоны, включая императора, губернатора и нескольких министров. Итак, по порядку.
 
В журнале Министерства путей сообщения за 1887 год опубликована интересная статья «Предположения об улучшении рек и озер Балтийского бассейна», вторая глава которой была посвящена нашей реке. Оказывается, что еще в 1854 году Комитет Министров препроводил управляющему Департаментом искусственных дел графу Клейнмихелю выписку из «всеподданейшего» отчета петербургского генерал-губернатора графа Игнатьева, в котором были озвучены препятствия, осложнявшие судоходство на Луге. Император Николай I приказал управляющему путями сообщений обратить внимание на данное донесение губернатора. В июне 1854 года правлению первого округа этого ведомства вменялось в обязанность выяснить, действительно ли лужское судоходство встречает препятствия, упоминавшиеся губернатором. Напомним, что в это время шла Крымская война (1853-1856) и в водах Финского залива появилась англо-французская эскадра.
В следующем году инженер Барминский изучил местность по всему течению реки в Лужском и Ямбургском уездах. В итоге выяснилось, что судоходство по Луге преимущественно заключалось в сплаве леса – плотов и дров россыпью в весеннее время до деревни Куземкино (в совр. Кингисеппском районе). А уже там в течение всей навигации лес погружали на небольшие суда, отвозившие его в устье реки Луги на рейд, где перегружали в крупные каботажные суда для дальнейшей отправки в Кронштадт. Вот такая выходила непростая логистика в середине XIX века.
Также инженер Барминский отметил, что при таком способе транспортировки судоходство встречало проблемы в виде песчаной отмели в устье Луги и пороги в среднем течении. «Что же касается до обмеления Луги, то оно существовало с давних времен» и для его предупреждения требуются колоссальные издержки.
Полученные первичные данные указывали на возможность улучшить ситуацию путем расчистки порогов и устройства пристани для больших судов в устье реки Выбьи – рукава Луги. Но до производства подробных исследований Департамент путей сообщения не решился сделать окончательного заключения по данному вопросу. На это в 1856 году было ассигновано 500 рублей серебром, а проводить изыскания поручили тому же инженеру Барминскому. Но по неизвестной причине он затянул это дело на пять лет.
В ноябре 1871 года правление первого округа путей сообщения представило в вышестоящие инстанции отзыв 13 судопромышленников, производивших сплав по реке Луге: они во время судоходства не встречают никаких препятствий, а их суда, плавающие по Финскому заливу в Санкт-Петербург, в Ревель (совр. Таллин), Кронштадт и Петергоф, свободно ходят по реке с полным грузом, причем без всякой опасности. Сразу оговоримся, что это касалось нижнего течения Луги. Исходя из этого, министр путей сообщений граф Бобринский приказал «дело считать конченным».
Но оказалось, что те труды по исследованию нашей реки и ее притока Россони не прошли даром. В навигацию 1872 года по реке Луге, обгоняя лесные плоты и прочие деревянные лодки, от железнодорожной станции Преображенская (ныне Толмачево) пошел первый пассажирский пароход «Мария» купца Абрама Варшавского, а в нижнем течении – буксир «Диспач» промышленника Кочнева. Позднее воды реки Луги увидели не только частные пароходики, но и боевые корабли Российского Императорского Флота.
 
Состояние нашей реки по-прежнему волнует городское и областное руководство и население городов и поселков, расположенных вблизи водоемов. Недавно областной комитет по природным ресурсам направил в Федеральное агентство водных ресурсов 86 предложений по восстановлению крупных и средних водоемов. В их числе река Луга и озеро Врево. Мы будем следить за ситуацией и при появлении новой информации доведем ее до наших читателей.
 
Игорь Половинкин