Мошенники меняют схему, или Что делать, если взломали личный кабинет на Госуслугах

Новости

1785 просмотров

Эту историю редакции рассказали читатели нашей газеты супруги Наталья и Сергей Васильевы. Прочтите внимательно, для многих она будет полезна.
 
Недавно раздался звонок с неизвестного номера на мобильный телефон Сергея. Обычно он не отвечает на такие звонки, но в этот раз нажал кнопку приема вызова: «Здравствуйте, Сергей Евгеньевич. Это вам звонят с компании «МегаФон», истекает срок вашего договора на обслуживание телефонного номера. Вам необходимо продлить договор. Мы предлагаем сделать это прямо сейчас». Сергей говорит, что сначала даже не задумался о сути «проблемы». И тут он допустил первую ошибку: вступил в разговор.
 
! Внимание: никогда не вступайте в разговоры с сотрудниками различных компаний, звонящих с незнакомых номеров, представляющихся «следователями», «специалистами банка», «сотовыми операторами» и т. п. Чтобы обезопасить себя от психологического воздействия мошенников, кладите трубку немедленно.
 
Сергей стал задавать наводящие вопросы, поначалу поверил, что действительно заканчивается срок договора. Потом «оператор» сказал ему, что для продления договора нужно продиктовать код из СМС-сообщения, которое сейчас придет на номер Сергея. «Тут я вроде бы понял, что говорю с мошенниками, – признается он. – Только я наивно полагал, что они будут сразу же требовать от меня перевести деньги на «безопасный» счет. Я сильно ошибался».
Сергею пришло СМС, и он продиктовал собеседнику четыре цифры кода. Причем в СМС-сообщении было написано: «Никому не сообщайте этот код!» Только он не обратил на это внимания. На том конце провода вежливо продолжали разговор, убеждая, что Сергей все делает правильно и до завершения процедуры продления договора остался всего один шаг: нужно назвать код из второго СМС. Что Сергей и сделал, продиктовав уже шестизначный код. Его заверили, что договор продлен, все прошло хорошо, пообещали подарить 200 бонусных рублей на счет, попрощались и отключились.
Сергей был уверен, что хорошо поговорил с мошенниками и ни разу им не нагрубил, только так и не дождался вопроса о денежных счетах. Никакого беспокойства этот разговор у него не вызвал. А вскоре ему пришло сообщение в мессенджере одной из социальных сетей о том, что якобы была попытка взлома личного кабинета Сергея на Госуслугах. Но и тут наш читатель не взволновался, он подумал: какие Госуслуги, я же ими три года не пользуюсь. Это была его вторая ошибка.
 
! ВНИМАНИЕ: если вы получаете такое сообщение, немедленно зайдите в свой личный кабинет на портале Госуслуг и смените пароль! И помните: госструктуры не присылают сообщения в социальных сетях! 
 
Спустя еще несколько минут Сергею пошли непрерывные звонки якобы от сотрудников Госуслуг, только он на них не ответил, потому что разговаривал по телефону с приятелем. В это время с работы пришла жена Сергея. Закончив разговор с другом, он рассказал Наталье о звонке из «МегаФона» и даже немного похвалил себя, что на этот раз не отключился, а поговорил с ними, понимая, что это мошенники. Он не раз был свидетелем, как Наталья лихо разговаривала со всякими «следователями» или «лейтенантами полиции» и своими вопросами выводила их из себя, все такие разговоры заканчивались всегда одинаково: звонившие в злобе бросали трубку. Вот Сергей и решил последовать ее примеру. Только жена сразу же поняла, что он натворил. Она рассказала супругу, что сейчас мошенники под видом сотовых операторов обзванивают людей, обманом пытаются у них узнать коды из приходящих СМС-сообщений. Эти коды нужны, чтобы войти в личный кабинет на Госуслугах. Сергей сам их продиктовал мошенникам, не подозревая, что они прямо во время разговора с ним взламывали его личный кабинет.
После злополучного звонка прошло примерно полчаса. И тут пришло сообщение от банка: была попытка взлома счетов в личном кабинете. Сергей стал звонить сотруднику банка. Виртуальный помощник подтвердил, что служба безопасности банка зафиксировала мошеннические действия, но можно быть спокойным: деньги на счете в безопасности. 
Наталья потребовала от мужа срочно зайти в Госуслуги и сменить пароль. Увы, это сделать им не удалось. Ни придумывание нового пароля, ни ввод букв и цифр с картинок – ничего не помогало. Дальше Сергей действовал правильно, но по подсказке жены.
 
! ВНИМАНИЕ: если вы не можете восстановить пароль от личного кабинета на Госуслугах, идите в МФЦ, там вам помогут.
 
Васильевы отправились в МФЦ. Сотрудница офиса, выслушав о проблеме, удивлена не была, она сказала, что в последнее время это происходит со многими людьми. Кстати, восстановить вход в личный кабинет Сергея ей удалось только со второго раза. Когда был произведен вход, оказалось, что все личные данные Сергея (паспорт, СНИЛС, водительские права и т. д.) уже были «слиты», все возможные справки (о зарплате, о больничных листах, о статусе пенсионера или предпенсионера и т. д.) были мошенниками получены. Сотрудница МФЦ сказала, что главная опасность похищения личных данных заключается в том, что теперь на Сергея могут быть оформлены кредиты или микрозаймы.
Только теперь Сергей понял, что натворил. Думая, что перехитрил мошенников и не довел разговор до слов о переводе денег на «безопасный» счет, он сам отдал им в руки все данные о себе. 
 
! ВНИМАНИЕ: если с вами произошло то же, что с нашим читателем, немедленно обратитесь в полицию, напишите в заявлении, что вас обманули мошенники, похитили ваши личные данные. Обращение в полицию, зафиксированное в тот же день, что и звонок от аферистов, поможет обезопасить себя в будущем, если вдруг «выплывут» какие-то требования о погашении взятых кредитов.
 
Сергей дома написал заявление в полицию через интернет-приемную. Сделать это нетрудно. На официальном сайте Министерства внутренних дел РФ (мвд.рф) наверху под главным меню есть ссылка на сайты территориальных органов МВД России. Можно на карте нажать на Северо-Западный федеральный округ и в перечне выбрать Главное управление МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Затем в главном меню найти «Для граждан» и нажать на «прием обращений». Далее следует ознакомиться с информацией и подать обращение. Ваше обращение будет зафиксировано, на ваш адрес электронной почты придет письмо со ссылкой, по которой можно отслеживать движение обращения.
 
Через несколько дней после подачи заявления Сергею позвонила сотрудница полиции и пригласила его на личный прием. Нашему читателю объяснили, что нельзя разговаривать с мошенниками, нельзя им передавать никакие коды из сообщений. И похвалили его за то, что он сразу же обратился в полицию.
 
Кстати, хорошо, что Сергей, занятый разговором с приятелем, не ответил на звонок якобы из Госуслуг. Ему бы наверняка сказали, что был зафиксирован взлом личного кабинета, данные ушли мошенникам (что по факту и произошло) и главное – денежные средства в опасности. А чтобы их сохранить, нужно немедленно перевести их на «безопасный» счет.
 
! ВНИМАНИЕ: мошенники придумывают все новые способы обмана граждан. Сейчас людям предлагают якобы пройти флюорографию в одной из ближайших поликлиник (схема та же, что и с договором сотового оператора: коды из СМС – взлом личного кабинета). Не ведитесь на эти сообщения, не передавайте никаких кодов из СМС!
Анна Рубцова
 

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"