«Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
– Не унывай.
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы – не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали – все вернем».
А. Твардовский, из поэмы «Василий Тёркин»
Недавно в Лужском районе прошли съемки эпизодов фильма «Василий Тёркин» режиссера Карена Геворкяна. Нам удалось заглянуть в самый центр событий, поговорить с участниками съемок и, конечно, с самим режиссером. Карен Саркисович рассказал много интересного о съемках и о своей задумке.
– Сюжет фильма развивается точно по тексту поэмы или есть авторские вставки?
КГ: Это экранизация поэмы «Василий Тёркин». В любой поэме есть автор, в фильме тоже присутствует линия автора. Мы в эту картину еще внесли несколько военных очерков Твардовского, у него замечательные очерки военные, мало кто их знает, там есть очень сильные вещи. Как раз в Лужском районе идут съемки по сюжету очерка, это впечатления поэта от первых дней войны, ведь он был мобилизован в ее начале. Это его впечатления об эпизоде, когда он ехал из Москвы в Киев на войну.
– В фильме будут использованы стихотворные вставки?
КГ: Дело в том, что вся поэма в стихотворной форме, поэтому стихи, идеология в форме стихосложения, как в поэме, так и в фильме будет присутствовать. Стихи видны, слышны или ощущаются стихами, когда человек встает и начинает декламировать, а когда при этом он чистит автомат или винтовку, то это проза, чистая проза. Дело в том, что ничего нового мы не придумали, в стихотворной форме снимался весь Шекспир, тот же «Гамлет», «Король Лир». Это не какое-то открытие жанра, этот жанр существует, главное, как он подается. В нашем случае он подается как хроника войны сегодня, это превращает в хроникальную поэзию, поэзию хроники.
– Готовясь к интервью, перечитывая поэму, я увидела, что в произведении очень много параллелей с современностью. Вы согласны?
КГ: Это великое произведение. Бунин назвал «Василия Тёркина» лучшей поэмой ХХ века, а ведь он был антисоветчиком, антикоммунистом, но Твардовского оценил именно так.
– Актерский состав раскроете?
КГ: Вы знаете, у нас принципиально нет профессиональных актеров. В нашей картине все исполнители не актеры. В этом тоже ничего нового нет, на этом построен, например, весь итальянский кинематограф, тот же Марчелло Мастрояни – это парень с улицы, тот же Брюс Уилис – это парень с улицы, Бельмондо непрофессионал, они в профессиональном училище не учились.
– Вы планируете снимать на Смоленщине?
КГ: Конечно. Все основные герои – смоляне. Теркин, как ни странно, смолянин, он буквально сосед Твардовского по родительскому дому. Твардовский тоже смолянин. Это же и говор и кое-какие умения.
– Когда картина выйдет в прокат?
КГ: С Божьей помощью в апреле-мае следующего года. Картина большая, сложная, это трехчасовой фильм. Формат совершенно не типичный.
– А почему именно это произведение вы выбрали сейчас?
КГ: Начнем с того, что почему-то русские люди этого не выбрали, выбрал не русский человек. Тут несколько причин. Во-первых, я прошел свою войну небольшую, я имею право об этом говорить. Это важно – говорить о человеке на войне, в этом есть необходимость. Потому что люди, которые этого не видели, они из этого делают «клоунаду». Во-вторых, я считаю, что это очень нужное сегодня произведение, вообще русским людям надо вспомнить, кто они такие. Пора уже давно, понимаете? Пора вспоминать себя, свою культуру, своего человека. Кто такой Тёркин? Это такой русский человек, он победил, о нем и надо говорить сегодня, когда полмира на тебя ополчилось. Кто будет защищать вас? Тёркин, и никто другой. Вот такая реальность.
– А идея взять это произведение связана с началом СВО или вы ее уже раньше вынашивали?
КГ: Я начал эту картину в 2019 году. Еще раньше я начал сценарную работу, но пришлось преодолевать очень большое сопротивление. Свою культуру надо защищать, беречь и любить. Я не русский человек, но я люблю русскую культуру, считаю, что я ее часть и она часть моей личности. Я к этому отношусь очень серьезно. Это вызывает враждебность некоторых людей, которые так не думают, а их немало появилось за последние тридцать лет.
– Что вы могли бы пожелать ребятам, которые сейчас на СВО и в госпиталях?
КГ: Я курировал от своего института, где преподавал, Луганский институт культуры, я там был в 2016-2018 годах. Я знаю и людей, и местность, и то, что там происходит. Что я могу пожелать: война дело очень серьезное, самый уязвимый человек на этой войне – солдат. Я могу пожелать солдатам удачи и хороших командиров.
К нашему большому сожалению, второй съемочный день в Лужском районе омрачила авария – упала часть бутафорской платформы. Искать причины и виноватых будем точно не мы, а Карену Саркисовичу и всей съемочной группе хочется пожелать терпения, удачи, ни в коем случае не опускать руки, продолжать работу, чтобы мы обязательно увидели результат – такую долгожданную экранизацию великой поэмы. Надеюсь, что читатели вспомнят школьную программу, прочитают произведение сами, посоветуют своим детям. Собирательный образ солдата не изменился за 90 лет, это все тот же простой русский мужик, крепкий, немногословный, любящий родину, семью и жизнь/
Интервью провела Ася Дмитриева