375 лет назад, 1 декабря (21 ноября по старому стилю) 1649 года началась история старейшего воинского подразделения русской армии на территории современного Лужского района, которое просуществовало почти полстолетия.
Предыстория его создания такова: деревни и села в округе озера Самро в XV-XVI веках административно относились к Сумерскому погосту Шелонской пятины Великого Новгорода.
После окончания Смутного времени и подписания Столбовского мира со Швецией в 1617 году эта территория стала порубежной, так как здесь проходила граница между шведской провинцией Ингерманландия и владениями Московского государства. Сумерская волость была административно причислена от Новгородского уезда к Старорусскому. Дело в том, что местные сумерские крестьяне выплачивали подати, которые шли на восстановления новгородского пригорода Старая Русса, которая была возвращена России в числе прочих земель по Столбовскому мирному договору совершенно разоренной. Показательно, что в ней на 1617 год насчитывалось всего 38 жителей.
Важное стратегическое положение пограничная Сумерская волость сохраняла вплоть до времен Петра I, который начал в 1700 году войну со шведами за возвращение земель «отчич и дедич» на побережье Финского залива и на Карельском перешейке.
21 ноября 1649 года «по повелению государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси» воевода Иванис Кайсаров получил наказ отправиться в «Сумерскую волость и Старополье» Старорусского уезда. Там он должен был осуществлять управление крестьянами, назначенными к обращению в «оседлые», или, как их еще называли, «пашенные» солдаты. Они за свою службу в порубежной местности освобождались от податей, снабжались оружием, боеприпасами и несколько раз в неделю под руководством «начальных людей» из офицеров-иноземцев обучались военному делу по европейскому образцу, как и полки «нового строя», появившиеся в составе русской армии в годы Смоленской войны 1632-1634 годов.
Помимо этого, воеводе Кайсарову вменялось сделать роспись иноземных офицеров, посланных для обучения сумерских крестьян «воинскому артикулу» и привести новоявленных солдат к «крестному целованию», то есть к присяге на верность царю и Отечеству. Воевода привез и «солдатские» припасы из расчета на тысячу человек (10 рот), хотя в реальности личного состава оказалось немного меньше. В его обозе привезли 1 000 мушкетов, 1 000 шпаг, 10 знамен, 10 барабанов, 25 пудов пороха, 20 пудов пуль и 30 пудов свинца для обеспечения сумерских пашенных солдат.
Первым известным нам командиром полка стал в 1649 году Генрих фон Цоллерн. Затем сумерскими солдатами последовательно командовали Иоанн Сван, Иоанн Камель, который позже погиб при осаде Юрьева-Ливонского, Артемий Росформ, Андрей Форот и Ирик Кемен. Последним командиром сомерского полка упоминается в 1679 году полковник Яков Гаврилов сын Ловзин.
Сумерский солдатский полк, численность которого колебалась от 400 до 1 000 человек, за время своего существования защищал русские рубежи не только на границе волости, но и поучаствовал в русско-польской войне 1654-1667 годов, русско-шведской 1656-1658 и русско-турецкой 1672-1681 годов, участвуя в полевых сражениях, осадах и взятии вражеских крепостей. На его счету участие в осаде и взятии крепостей Речи Посполитой Витебска, Друи и Люцина в 1654 году, Брестский поход 1655 года и жестокая битва при Верховичах, где сумерский полк понес тяжелые потери, неудачная осада замка Ляховичи в 1660 году, штурм и взятие Юрьева-Ливонского (совр. Тарту) в 1656 году.
Когда Сумерский солдатский полк был распущен, бывшим воинам, ставшим дворцовыми крестьянами, было оставлено их оружие. Об этом вспомнили в январе 1701 года, когда после поражения Петра I под Нарвой опасались вторжения шведских войск в Сумерскую волость. В последующие два столетия потомки бывших солдат, не знавшие крепостного права, под именем «сомряков» были хорошо известны в купеческих и торговых кругах столицы и губернии. Они могли позволить себе приглашать ведущих петербургских архитекторов для строительства храмов в своих селах. И сегодня, проезжая вокруг озера Самро, в деревнях Лужского и Сланцевского районов можно увидеть каменные храмы во имя Михаила Архангела (д. Зажупанье) и Георгия Победоносца (д. Ложголово и д. Осьмино), построенные в память о былых подвигах наших предков.