Сколько живет в нашем городе людей, неприметных с виду, старающихся ничем не выделяться, но обладающих бесценным сокровищем – воспоминаниями о Луге 1970-1980 годов. С.С. Степанова не согласилась сфотографироваться для газеты, сказала, что не хочет, чтобы ее видели друзья и знакомые, зато охотно поделилась рассказом о Ленинграде и о нашем городе.
Ленинград
Светлана Степановна родилась в Ленинграде в 1945 году, через пять месяцев после Победы. Послевоенный город еще только приходил в себя от ужасов блокады. Мать С.С. Степановой много потом рассказывала дочери, как она жила в осажденном городе все 900 блокадных дней.
«Когда началась война, муж сказал маме, чтобы она увезла их шестилетнего сына Валю в деревню под Великими Луками к своим родителям, там корова и огород, – рассказывает Светлана Степановна. – В конце июня еще можно было это сделать, позже поезда уже не ходили. Мама послушалась. Отвезла сына и вернулась в Ленинград. Ее супруг ушел на фронт добровольцем, хотя имел бронь от завода «Большевик», где работал. Он вскоре погиб, маме пришла похоронка.
Надежды мамы, что сыну будет легче в деревне, как позже выяснилось, не оправдались. Деревня была под немецкой оккупацией, люди жили трудно, впроголодь. Фашисты лютовали, были расстрелы и казни. Братик мой побирался. А при отступлении немцев вся деревня была сожжена.
Мама в Ленинграде не работала, имела нерабочую карточку, нормы по которой быстро снизили. И в самое тяжелое время она получала 125 граммов хлеба. В самом начале войны она стала покупать конфеты-драже, целую наволочку накопила. В поле насобирала капустных листьев и засолила их. Однажды посчастливилось купить мешок картошки. Эти запасы и спасли ее в первую блокадную зиму.
В начале 1942 года мама устроилась прачкой в воинскую часть, позже стала работать поваром. До самой победы там трудилась. А в 1945 году ее родители привезли в Ленинград Валентина».
Своего отца Светлана Степановна впервые увидела, когда ей 18 исполнилось, до этого они общались лишь в письмах. Она знала, что он служил в той же воинской части, где мать работала, но женаты родители не были. Зато как же Светлану поразило, насколько она похожа на отца, все привычки, жесты у них были одинаковые.
С.С. Степанова работала на «Большевике» – огромное производство было, там все ее родственники трудились. Училась на вечернем отделении в техникуме. В 1971 году ей дали путевку в пансионат им. Воровского, где она на танцах познакомилась со своим будущим мужем-офицером.
Лужские здравницы
В семидесятых годах пансионаты «Зеленый Бор» и им. Воровского считались одними из лучших в стране. Обе здравницы негласно соревновались между собой. Отдыхать в них приезжали люди из всех уголков Советского Союза.
«Пансионат «Зеленый Бор» останется в моих воспоминаниях таким, каким я увидела его в 1971 году, – рассказывает Светлана Степановна. – В удовольствие было прогуляться по «Дороге сказок». Беседки «Олень» и «Леший», «13 стульев» с висящей подковой, богатыри, крепость с пушками – напротив были горки в таком же стиле, деревянные скульптуры медведя и крестьянина. А избушка Бабы-Яги! Каждый, кто проходил мимо нее, туда заглядывал. Это были настоящие шедевры деревянного зодчества!
Вспоминаю минеральный источник «Кумушки», там били фонтанчики родниковой воды, можно было вдоволь напиться водички; базарчик с небольшими торговыми рядами, местные жители торговали там земляникой, черникой, грибами и семечками. В те годы семечки были на любом рынке, многие покупали стаканчик-другой, пересыпанный в бумажный кулечек.
Грибы рядом с пансионатами росли везде, можно было насобирать боровиков, лисичек, подосиновиков и подберезовиков. Отдыхающие могли прямо в пансионате их насушить, для этого была оборудована столовая грибников – деревянный домик с сушилками. А «охраняли» ее два бронзовых льва.
Вспоминаю гигантские шахматы недалеко от главного корпуса, прогулочные дорожки, почту, розарий и многое-многое другое, что придавало очарование здравнице.
А какие были фонтаны в пансионатах! В «Зеленом Бору» – цветной, что было редкостью в то время. Поглядеть на него приезжали из Луги. Было еще несколько фонтанов поменьше, в том числе и в пансионате им. Воровского. В нем были свои достопримечательности: удивительные детские горки, пруд, детская и спортивная площадки.
В обоих пансионатах была насыщенная культурная жизнь. Приезжали с гастролями известные артисты – в здравницах были отличные зрительные залы с мягкими сиденьями, были и кинозалы, где ежедневно крутили советские и зарубежные фильмы.
Каждый отдыхающий мог поучаствовать в самодеятельности, к окончанию смены готовили концерты.
А какой был пляж на озере Толони! На большой по площади песчаной территории стояли грибки, скамеечки, беседки, для любителей спорта была волейбольная площадка, которая никогда не пустовала. Работал прокат спортинвентаря, лодок и катамаранов – редкость в те годы. Была будка спасателей. Пляж считался лучшим в Лужском районе, в хорошую погоду был заполнен до отказа.
Был прокат и в пансионате «Зеленый Бор», летом можно было взять велосипед и различный спортивный инвентарь, зимой все любили покататься на финских санях с длинными полозьями, на лыжах и коньках.
Отдыхать в здравницах было по-настоящему здорово, многие стремились приехать туда во второй, третий и большее количество раз».
Луга и Городок
После замужества Светлана Степановна приехала по месту жительства супруга – в общежитие в Городке.
«Условия почти спартанские, – рассказывает она. – Длинный коридор с комнатами, где жили одни мужчины. Я была одна женщина. Туалет общий, так муж караулил меня у него, чтоб никто не ворвался, не сорвал защелку. Год так прожили, пока нам не дали квартиру в новостройке в Городке».
Удивительно, но Светлана Степановна по приезде в Лугу устроилась на работу в пансионат им. Воровского мастером технической службы. Теперь она наблюдала за отдыхающими уже со стороны. Отработала там четыре года и перешла в ТУСМ-7 – у телевышки на Лангиной горе. Коллектив тогда там был большой, отличный, в основном все выпускники института связи им. Бонч-Бруевича. Своих коллег по ТУСМу С.С. Степанова вспоминает с теплотой. Единственное, что тогда огорчало, плохо ходили автобусы.
«Рейсы были нерегулярными, автобусы приходили настолько забитые пассажирами, что не всегда удавалось в них втиснуться. Иногда приходилось буквально висеть у дверей, вжавшись в людей так, чтобы двери за тобой закрылись. Сколько раз я выходила, вернее, вываливалась из автобуса без пуговиц на пальто: отрывались в давке», – говорит Светлана Степановна.
Дочка ее училась в Городковской школе. Наверное, все жители Городка тогда мечтали о большой школе, чтобы детям было где учиться с комфортом. То двухэтажное здание, что считалось школой, таковым можно было назвать с натяжкой. Крохотные классы и кабинеты, маленький спортзал, где на переменах кормили детей, ведь отдельной столовой не было.
«Моя Марина не дождалась новой школы, которую все-таки построили в девяностых, – говорит С.С. Степанова. – Надеюсь, что после реновации, что проходит сейчас в школе, учебное заведение станет образцовым, там будет приятно учиться детям. Дочка моя окончила медучилище, работает в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге».
Лугу 1970-1980 годов Светлана Степановна вспоминает как большую стройку. Сколько тогда строилось многоквартирных домов! Целые микрорайоны возводились. Город был очень зеленый, утопал в сирени.
«Но сегодня Луга значительно похорошела, – отмечает Светлана Степановна. – Очень красивую набережную сделали, можно хоть целый день гулять. Пешеходная зона отличная, красивый памятник Екатерине Великой, много детских площадок. Школы и детсады ремонтируются. Только мало жилья строится, не сравнить с тем, что было более сорока лет назад».
Светлана Степановна отработала на ТУСМ-7 26 лет, а после еще 19 сестрой-хозяйкой в детском отделении больницы. И только последние два года она на пенсии, а ведь ей 4 декабря 79 исполнилось.
«Я стараюсь проводить время с пользой, – говорит она. – Раньше часто на лыжах каталась, теперь в театрах люблю бывать, в турпоездки по Ленинградской области езжу, на органные концерты в Луге хожу. 11 лет я вдовею, но не унываю. Подумываю присоединиться к волонтерам, которые плетут маскировочные сети, тоже буду вносить свой вклад в помощь нашим воинам.
Хоть Новый год уже и наступил, я бы Деду Морозу загадала такие желания. Пусть он улучшит нумерацию домов в Луге и сделает хорошей ливневую канализацию. Пусть в Городке появится большая детская площадка и благоустройство придомовых территорий. Желаю нашему городу процветания, всем лужанам – радости и веры в лучшее. А так как я подписчица «Лужской правды» со стажем, желаю редакционному коллективу новых творческих идей и удачи в 2025 году»
Фото из архива редакции