Одно из заседаний Лужского общества краеведов, которое прошло в январе, было посвящено экологии – теме, крайне скудно представленной в лужском краеведении.
Докладчиком выступил Андрей Александрович Пржиборо, старший научный сотрудник Зоологического института РАН, координатор мониторинга беспозвоночных Красной книги Ленинградской области. Его доклад назывался «Беспозвоночные в Красной книге Ленинградской области – проблемы и перспективы» и был посвящен охране насекомых на территории Ленинградской области и тем трудностям, которые связаны с этим важным делом.
Первые Красные книги стали издаваться в Советском Союзе в 1970 годы. Ленинградская область включилась в этот процесс с опозданием – только в конце 1990-х. Зато Красные книги Петербурга и Ленинградской области (они издаются отдельно, поскольку это разные субъекты Российской Федерации), если сравнивать с большинством других регионов, сделаны на высоком уровне. И это закономерно: над Красной книгой Ленинградской области работает Зоологический институт, крупнейшее научное учреждение, обладающее одной из четырех самых больших научных коллекций в мире.
Однако даже в таком крупном научном центре как Петербург существуют свои проблемы, и главная из них – нехватка специалистов-энтомологов. В этой области работает не так много ученых, как хотелось бы, в результате чего даже Зоологический институт при всем желании не может заниматься изучением всего огромного многообразия мира беспозвоночных.
К тому же считается, что насекомые Ленинградской области хорошо изучены. Но это не так. Первые серьезные исследования мира насекомых нашего региона пришлись на самое начало XX века. Затем исследования проводились в 1960 годы, и с тех пор изучение этой территории не принимало значительных масштабов, комплексных экспедиций не проводилось. Многие сведения просто устарели.
В последнее издание Красной книги Ленинградской области, вышедшее в 2018 году, вошли 105 видов позвоночных животных и 270 видов беспозвоночных (из них 239 видов –насекомые). Тонкость заключается в том, что для насекомых не подходят те методы охраны, которые применяются, например, для млекопитающих. Очевидная цель охраны млекопитающих – сохранение их численности. Для этого вводят запреты на охоту, устанавливают кормушки и т. д. Образ жизни насекомых кардинально иной. Для некоторых видов низкая численность в популяции является нормой, а их взаимоотношения с окружающей средой весьма специфичны.
Крупные насекомые часто становятся предметом сбора коллекционеров. Например, жужелица-прокруст, один из самых крупных жуков нашей области, сохранился только в Лужском районе. Он не летает, в связи с чем плохо расселяется, и его сбор приводит к существенному сокращению численности. Охрана жужелицы-прокруста имеет смысл, поэтому вид занесен в Красную книгу.
Средой обитания для моллюсков жемчужниц являются чистые реки с быстрым течением. Они сильно зависят от численности форели, так как личинки жемчужниц развиваются на этих рыбах. Вылов форели приводит к сокращению численности жемчужниц. И такие сложные взаимосвязи с другими видами и конкретными условиями среды для беспозвоночных, в том числе насекомых – норма.
С тех времен, когда климат был теплее (примерно 5-6 тысяч лет назад), на территории Ленинградской области сохранились некоторые реликтовые виды насекомых. Ученым известны всего две популяции горных цикад, которые сейчас в массе живут значительно южнее. Обе популяции сохранились на прогреваемых южных склонах в широколиственных лесах. Если вырубить эти леса, цикады тоже исчезнут.
Большая часть занесенных в Красную книгу видов насекомых, подобно горным цикадам, связана с особыми природными ландшафтами и является их индикаторами. Поэтому охрана насекомых – это главным образом охрана специфических мест их обитания, вне которых насекомые не выживут. Задача составителей Красной книги заключается в том, чтобы выявлять такие места и вносить их в государственный реестр. В охране нуждаются и растения, связанные с жизненным циклом охраняемых видов насекомых. Например, гусеницы бабочки Мнемозины живут только на хохлатке – травянистом растении, встречающемся довольно редко.
Красная книга должна переиздаваться каждое десятилетие. Ее переизданию предшествует мониторинг – изучение текущего состояния охраняемых и нуждающихся в охране популяций. Для энтомолога это осмотр мест, где такие популяции стабильно существуют. Трудность заключается в том, что соответствующих точек на карте даже Ленинградской области необозримое количество, но далеко не все они известны ученым. Тут помочь энтомологам могут краеведы и местные жители, которые хорошо знают леса в окрестностях своего населенного пункта и могут сообщить о местах, условия в которых подходят для жизни уникальных популяций. В первую очередь ученых интересуют мощные родниковые выходы, не пересыхающие летом. В таких местах с постоянной низкой температурой воды хорошо чувствуют себя многие виды редких насекомых. Другие перспективные для энтомологов места – лимнокрены (озера, образовавшиеся из родников), гелокрены (родниковые болота), верховые водотоки ручьев и рек с мощным родниковым питанием, постоянные водопады, каменистые речки с быстрым течением и водопадами, известковые склоны и каньоны (особенно поросшие широколиственным лесом), песчаные пляжи в долинах рек, песчаные дюны, старовозрастные широколиственные леса (насекомые селятся в упавших деревьях и у корней). Андрей Александрович Пржиборо находил редкие популяции насекомых как на самой реке Луге, так и на других реках Лужского района.
Кроме того, любой из нас во время прогулки на природе может заметить редкое насекомое. Если оно покажется похожим на занесенное в Красную книгу, нужно сфотографировать его и окружающий ландшафт, указать место наблюдения (в идеале координаты), время суток – эту информацию можно отправить в Зоологический институт. В следующем издании Красной книги точка наблюдения будет указана со ссылкой на имя ее автора. Так можно помочь науке и делу охраны природы.
Красная Книга Ленинградской области есть в любой лужской библиотеке. Также ее можно скачать на сайте администрации Ленинградской област.
М.П. Андреева,
заведующая краеведческим отделом городской библиотеки