На январском заседании оргкомитета «Победа» по подготовке празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне министр обороны РФ А.Р. Белоусов озвучил такие данные: сейчас в России проживает около 7 тысяч ветеранов-фронтовиков. В Лужском районе таких людей остались единицы. На днях я побывала в гостях у участника Великой Отечественной войны А.В. Игнатьева, которому 28 февраля исполнилось 98 лет.
Александр Васильевич встретил меня с улыбкой. Пригласил за стол. А там уже лежали приготовленные фотографии из семейного архива. Их было не очень много, в основном из мирной жизни, снимков довоенного и военного периодов не было. Мне сразу бросились в глаза две большие фотографии: молодой Александр Васильевич с супругой и общая, датированная 1949 годом, с моряками и подводной лодкой. «Это моя любимая жена, без которой я живу уже семь лет и которую буду всегда любить. А на этом фото я с сослуживцами во время прохождения службы на подводной лодке. Я был моряком-подводником!» – с гордостью сказал А.В. Игнатьев.
Александр Васильевич до войны жил в деревне Иваново Псковской области, в десяти километрах от знаменитых Пушкинских Гор. Он был старшим из детей: троих братьев и сестры. Отец работал конюхом в колхозе, мать – простой работницей. «Я в детстве заводилой был, – смеется ветеран. – Компания у нас большая была, мальчишек много, ведь в деревне 40 домов стояло. Случались у нас и драки. Но каждый из нас знал свое дело, у всех родители много работали, нам поручали дела по хозяйству. Мать мне обычно с утра давала задания на день. Я теленка водил на пастбище, огород копал, картошку сажал, грядки поливал и другие дела по хозяйству делал».
Семья жила в своем доме (три года назад родные А.В. Игнатьева ездили в его родную деревню, дом тот до сих пор стоит, крепко раньше строили).
До войны Александр Васильевич окончил 5 классов деревенской школы. Помнит, что школа большая была, красивая, учеников много. Стояла она на возвышенности, а внизу речка протекала – красота!
22 июня, в жаркий летний день, Саша с друзьями были на улице и увидели, как по железной дороге идет поезд с выбитыми окнами и без пассажиров. Мальчишки очень удивились и поняли: произошло что-то страшное. Так для них началась война.
«Немцы в деревню быстро пришли, – вспоминает А.В. Игнатьев. – Помню, идут по дороге, рукава закатаны, говорят громко, смеются, у каждого автомат наперевес. Всем своим видом показывали, что теперь они хозяева на нашей земле. Это было неприятно. Нашу семью они выгнали из дома, мы спрятались в сарае. А фрицы в комнате за столом уселись пировать, продукты наши забрали. Хорошо, хоть скотину не тронули».
Через несколько дней немцы из деревни ушли. Следить за порядком поставили старосту, который заставлял жителей работать и строго следил, кто чем занимается. Это было тяжелое и опасное время. Люди жили впроголодь, выручало свое хозяйство. Школа не работала, дети не учились. Все ребята, кроме самых маленьких, трудились в поле наравне со взрослыми. Никто не мог отказаться от работы.
Вернулись фашисты в Иваново в 1944 году, когда наша армия уже вовсю гнала врага с русской земли на запад.
«Всех деревенских ребят от 10 до 20 лет, меня в том числе, немцы собрали в кучу и куда-то повели, – рассказывает А.В. Игнатьев. – Моих младших братьев и родителей они не тронули. Я помню, как рыдала мать, видя, что меня уводят, но сделать она ничего не могла. Все мы знали, что нас могут угнать в концлагерь».
Пленников вели пешком. В дороге кормили плохо, на ночлег молодежь укладывалась прямо на землю. Охраняли их натренированные злые собаки. Так Александр прошагал неделю. Он шел рядом со своим закадычным другом Петей Гусевым, и всю дорогу парни разрабатывали план побега, выгадывали момент, когда можно сбежать. Никак они не могли смириться с тем, что их увезут в Германию. Когда колонна достигла торфоразработок, ее остановили на перекус.
Александр и Петя без слов переглянулись между собой, незаметно схватили еду, что была выложена на земле. Покидали хлеб, сухари, еще кое-какие продукты в какой-то мешок и дали деру в лес. А местность там болотистая, сухих полянок почти нет. Ребята бежали по воде и слышали вдалеке собачий лай, понимали, что их ищут. Парни залезли по грудь в болото и замерли. Это их и спасло: собаки потеряли след и не повели фашистов к мальчишкам.
Сколько времени стояли они в болоте, Александр Васильевич не помнит, говорит, долго. Когда все стихло, вылезли из воды, нашли сухую кочку и расположились на ней. «Трое суток мы там сидели, пока не услышали выстрелы, гудение машин, пулеметные очереди, – говорит А.В. Игнатьев. – На наше счастье, фронт быстро продвигался. Мы поняли: наши идут! Так мы вернулись домой. Мои близкие были очень рады, что я пришел живой и невредимый».
А через несколько дней Александру пришла повестка, его призвали в армию. Отправили в Ленинград, он попал в полк, который базировался у Ладоги. Молодой боец стал пулеметчиком, прошел обучение на станковом пулемете. Ребят держали в запасе, в боевых действиях они не участвовали, потому что фашистов к тому времени прогнали с земли ленинградской. Но все бойцы были готовы по первому зову отправиться на другой участок фронт.
Домой Александр вернулся уже после Победы, в 1945 году. Однако долго не отдыхал, его вновь вызвали в военкомат и отправили на Фонтанку, где, как он сам, смеясь, рассказывает, отмыли от деревенской пыли. И отправили Игнатьева служить на подводную лодку Н-27 на Балтику. Александр Васильевич помнит свою лодку до мельчайших подробностей. Он был трюмным машинистом в центральном отсеке, отвечал за всплытие и погружение. Экипаж лодки – 65 человек. Балтика – море суровое, холодное, с частыми штормами. Моряки под водой находились по месяцу и более. Условия спартанские, но у военных по-другому и не бывает. Случалось старшему матросу Игнатьеву плавать и на четырех немецких подводных лодках. Экипажи их были взяты в плен, а наши моряки изучали судна.
После службы в армии Александр Васильевич вернулся домой, но вскоре уехал в Псков, где устроился водителем на рыбзавод. Права он успел получить еще во время службы в армии. Побывал А.В. Игнатьев и на целине. Его с другими 30 шоферами направили туда вместе с машинами. Три месяца он возил зерно по разбитым целинным дорогам, от чего зерно просыпалось на землю. Александр Васильевич усовершенствовал кузов своего автомобиля, чтобы зерно не сыпалось. Перед отъездом домой купил на свои заработанные 600 рублей зерна – хотелось привезти родителям, в Псковской области тот год неурожайным выдался. Привез. А соседи, думая, что он украл зерно, вызвали милицию. Сотрудники проверили документы, чеки – все было в порядке.
С будущей женой Александра Васильевича познакомила его тетя – она работала начальником контрольно-семенной лаборатории, где агрономом трудилась симпатичная девушка Лидия. Влюбились молодые люди друг в друга сразу и очень быстро свадьбу справили. А после уехали в Лугу, где Александр Васильевич работал водителем в санатории «Жемчужина». Там супругам дали комнату в бараке. Вскоре у них дочь Татьяна родилась, а через четыре года – сын Андрей. Тогда же Александр Васильевич начал строить дом, где и живет до сих пор.
Десять лет потом А.В. Игнатьев отработал водителем в ветлечебнице, затем перешел в пансионат «Зеленый Бор», стал водителем экскурсионного автобуса. Часто возил группы в Прибалтику, Белоруссию и на Украину. Вышел на пенсию в 70 лет. Через 20 лет овдовел.
Сейчас Александр Васильевич живет с дочерью. Радуется, когда в гости приезжают внук, внучка и четверо правнуков. Несколько раз в гостях у ветерана были участники специальной военной операции – молодые бойцы, прошедшие фронт и понюхавшие пороху. С ними А.В. Игнатьев говорит о Великой Отечественной войне и войне сегодняшней, чем они отличаются и в чем похожи – тогда и сейчас нашему солдату приходится биться с нацизмом. Александр Васильевич уверен, что наша страна вновь одержит победу, как одержали ее его сверстники 80 лет назад.
А.В. Игнатьев обязательно в День Победы 9 мая наденет свой пиджак с наградами. Александр Васильевич в силу возраста уже не ходит на парад, но обязательно посмотрит его по телевизору. А на пиджаке у ветерана орден Отечественной войны, орден Трудовой славы II степени, медаль Жукова и другие награды – всего 27. Последняя вручена недавно в Лужской администрации, это медаль «80 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Анна Рубцова