С начала этого года в библиотеке по адресу: пр. Володарского, д. 13-А состоялось несколько лекций, посвященных традиционной русской культуре, главным образом костюму и украшениям.
Этнографическая тема нашла продолжение на мартовском заседании Лужского общества краеведов. Александра Умецкая и София Берсенева рассказали о тесовской прялочной росписи. Два года назад тесовская роспись официально была признана отдельным народным промыслом – в ее признании большую роль сыграл новгородский предприниматель Андрей Катаев.
Еще сто лет назад Тесовская волость административно была частью Новгородской губернии, поэтому новгородцы, как и лужане, считают тесовскую роспись своей. Исторически же Тесовская волость является отдельным микрорегионом с сильными традициями старообрядчества, что наложило отпечаток на уклад и быт ее жителей.
София Берсенева по профессии музеолог. Она рассказала о традиционных представлениях, связанных с прядением и прялками. Прядение – древнее женское ремесло. С ним связано множество примет и суеверий. Во многих культурах есть представление о нити судьбы, которая может быть оборвана. Поэтому плохим знаком было, если пряха случайно оборвала нить во время работы. Прядение трудоемкий процесс, требующий длительной подготовки сырья. В северных губерниях в основном использовали лен, который надо было вырастить, обмолотить, вычесать, вымочить, снова вычесать. Таков был летний цикл работ. А с осени до начала Великого поста женщины пряли.
Девочки начинали прясть с пяти-шести лет, сами делали одежду для своих кукол. С двенадцати до шестнадцати девушка пряла, готовя себе приданое. Зимой подруги собирались на вечорки: приносили с собой прялки, пряли и пели песни. Выйдя замуж, женщина продолжала прясть на всю семью.
Обычай оговаривал дни, когда прясть нельзя. Выпряденные в такие дни нитки считались магическими, заговоренными, их вшивали в одежду в качестве оберега.
Прялка стала одним из главных символов русского женского мира, в ее украшениях было много символики. Иногда прялки передавали из поколения в поколение. Прялку изготавливали из березы или осины, из целого куска, для чего выкапывали ствол дерева вместе с корнем. Потом появились составные прялки, с отдельно изготовленным донцем (так называется та часть, на которой пряха сидела). Прялки были резные и расписные. В их украшениях хорошо просматривается родство с оконными наличниками. От прялочных росписей происходят росписи традиционной мебели.
Прялками пользовались женщины, но изготавливали и украшали их мужчины. Их делали для домашнего обихода, но иногда возникали центры прялочной росписи. Один из таких центров зародился в деревне Вольные Кусони Тесовской волости. Тесовская волость была местом заготовки древесины, здесь процветали промыслы, связанные с обработкой дерева. В XIX веке два брата Рожновы из деревни Вольные Кусони создали самобытную прялочную роспись с изображением птичек, сидящих на дереве. Несколько позднее один из братьев создал второй, более поздний вариант тесовской росписи: без птичек, с цветками граната на зеленом фоне. Оба варианта бытовали до 1930 годов. Тесовские прялки заметно отличались от прочих новгородских вариантов не только росписью: они были значительно уже.
В наше время художники продолжают вдохновляться тесовской росписью. Одна из них – Александра Умецкая. Будучи профессиональной пряхой, она детально изучила ремесло и заинтересовалась местной самобытной росписью. Александра Умецкая расписывает шкатулки, украшения и мебель тесовской росписью. Она считает, что старое искусство должно найти место в современном мире и так же, как сто лет назад, украшать функциональные предметы.
В 2003 году Александра Умецкая участвовала в создании всероссийской Гильдии мастеров прядения. Идея заключалась в том, чтобы поддержать искусство прядения как самостоятельную отрасль. В Гильдию вошли пряхи, производители оборудования для прядения и люди, занимающиеся пуховым животноводством. К сожалению, с пуховым животноводством дела сейчас обстоят не очень хорошо. Все меньше людей, которые разводят уникальные породы пуховых овец и коз, даже племенных кроликов достать непросто. Однако настоящие мастера не отчаиваются и продолжают традиции.
Александра Умецкая и София Берсенева совместно создали автономную некоммерческую организацию «Сарафан». Они работают в сфере культурного просвещения и туризма, популяризируют народные традиции. Много внимания уделяют работе с детьми: проводят экскурсии, мастер-классы, лекции.
В прошлом году в Новгородской области очень маленьким тиражом вышла книга Елены Константиновой «Прялочные росписи Новгородской губернии конца XIX – начала XX века. Угловская. Новотроицкая. Тесовская. История. Техника. Современность». Раздел, посвященный тесовской росписи, состоит из двух частей. Первая – каталог известных прялок. Вторая – разбор особенностей тесовской росписи и подробная инструкция по ее изготовлению. Книга может использоваться и художником в своей работе, и на занятиях с детьми.
М.П. Андреева, заведующая отделом краеведения Городской библиотеки