От революционера до начальника станции Чолово

Новости

339 просмотров

Рассказ будет про нашего односельчанина Ивана Григорьевича Григорьева – уникального человека для поселка Чолово. Основой для публикации послужили отрывки из его автобиографии и воспоминания местных жителей. 
 
Рабочий
Иван Григорьевич родился в 1892 году, он выходец из простой семьи рабочего и домохозяйки. Из-за плохого самочувствия отца семье пришлось переехать из Петербурга в деревню Федорково Пракшинской волости. Ивану на тот момент было 8 лет, мальчик вовсю помогал отцу по сельскому хозяйству.
В 1906 году Иван успешно окончил Навережскую трехлетнюю церковно-приходскую школу, но за неимением средств дальнейшее обучение было прервано. В 1908 году по согласию отца и матери он покидает родительский дом и отправляется на заработки в Петербург. Подростку было на тот момент 16 лет.
Вначале он поступил на работу в Петербургский Калашниковский пивомедоваренный завод чернорабочим. Затем трудился на Петербургском патронном заводе. Работа была тяжелая, зарплата маленькая, из нее больше половины Иван отправлял родителям.
Еще школьником Иван увлекался чтением книг. А когда начал работать на заводе, то по вечерам в общежитии читал газеты. Желающих узнать новости было много, молодого рабочего просили читать вслух. Иван стал разбираться в политике, и его заметили политически настроенные рабочие. В своей биографии Иван Григорьевич вспоминал, что они стали хорошими учителями, «а я для них примерным учеником».
Школой стала заводская курилка, в ней обсуждались вопросы на всевозможные темы. Хоть Иван был и новичком, он пользовался большим доверием у старших рабочих. Иван Григорьевич принадлежал к партии большевиков, он был уверен, что это самая революционная партия. Иван застал и непосредственно участвовал в революции по свержению «ненавистного царского режима», много раз присутствовал лично на собраниях с В.И. Лениным. Вот воспоминания из его автобиографии: «Мне неоднократно приходилось встречаться с В.И. Лениным, стоять с ним рядом, слушать задаваемые ему вопросы и ответы, усваивать его информацию, и меня крайне удивляло простое поведение вождя». 
Железнодорожник
В 1919 году Иван был призван на Псковский фронт в Советскую Красную Армию, был контужен и отправлен на непродолжительное время в госпиталь. В годы Гражданской войны наступило критическое состояние на российском железнодорожном транспорте. Вышло распоряжение Правительства о направлении особо уполномоченных от воинских частей на станции железных дорог. В 1920 году Иван Григорьевич распоряжением Военно-политического комиссара Островского военного уездного комиссариата был направлен особо уполномоченным на Псково-Полоцкую линию с местом пребывания на станции Сошихино. 
Не зная условий работы на железной дороге, в свободное время Иван изучал железнодорожное дело, через три месяца консультаций был направлен в Москву в управление на экзамен, который он благополучно сдал.
5 января 1921 года по распоряжению военного ведомства Иван был освобожден от военной службы и направлен в распоряжение Министерства путей сообщения, а 15 января 1921 года приступил к исполнению своих служебных обязанностей. С этого времени началась его новая работа на железнодорожном транспорте и передвижение по службе. В 1923 году он был назначен зам. начальника станции Идрица – узловой станции с большим передвижением поездов, через год на общем собрании членов профсоюза железнодорожников был избран освобожденным председателем комитета, организовал культурный досуг, лично собрав Себежский городской духовный оркестр, устраивал культпоходы, мероприятия и т.д. 
В 1927 году Иван Григорьевич назначен начальником станции Сошихино, далее – Ульяновск по той же дороге. В 1933 году на врачебной комиссии Григорьеву рекомендовали сменить место работы с подходящими ему климатическими условиями. При этом сказали: «Гнилой ваш ленинградский климат, но вы к нему привыкли» и направили Ивана Григорьевича на станцию Батецкая. 7 июля 1939 года управлением Октябрьской железной дороги Иван Григорьевич назначен начальником станции Чолово Ленинград –Витебского отделения. 
По воспоминаниям местных жителей, он был мужчиной строгим, статным, начитанным, активным, достаточно сдержанным.
Годы войны
20 августа 1941 года при артиллерийском обстреле немецкой армией станции Чолово Иван Григорьевич был сильно контужен и отправлен с последним грузовым поездом в Ленинград, где помещен в больницу. По выходу из больницы он остался при Ленинград-Витебском отделении и был направлен на оборонные работы бригадиром.
В 1942 году Григорьев назначен начальником станции Кабатажная – Ленинград Финляндского отделения Октябрьской железной дороги, далее – станция Щеглово, станция Мяглово того же отделения. 
Конкретной информации об этом периоде в биографии Григорьева нет. Но мы знаем, что в годы Великой Отечественной войны начальники станций на железной дороге занимались обеспечением продвижения воинских эшелонов к линии фронта, пропуском санитарных поездов и эвакуационных составов, формированием составов для эвакуации мирного населения, городских промышленных предприятий, восстановлением разрушенных железнодорожных хозяйств, ликвидацией последствия налетов и восстановлением движения поездов. Часто приходилось рисковать своей жизнью. От имени Президиума Верховного Совета СССР 10 июня 1943 г. Ивану Григорьевичу была вручена медаль «За оборону Ленинграда».
11 марта 1944 года Григорьев получил назначение обратно на станцию Чолово Ленинград – Витебского отделения Октябрьской железной дороги в должности начальника станции. Под его руководством методом народной стройки был уложен тупиковый путь железной дороги на станции Чолово длиною 290 метров, приказом начальника Октябрьской железной дороги от 17 июля 1945 года путь принят в эксплуатацию. Будучи начальником станции и секретарем первичной парторганизации, Иван Григорьевич в послевоенные годы принимал активное участие в строительстве сельского клуба, в электрификации станции и поселка Чолово, в строительстве здания сельской Череменской школы, которая велась методом народной стройки.
Иван Григорьевич Григорьев имеет ряд наград и грамот за заслуги перед Родиной, но главная награда – это то, что он навсегда останется в памяти у односельчан.
Внештатный корреспондент
А в «Лужской правде» И.Г. Григорьев значится в списке общественных корреспондентов 1970-1972 гг. В эти годы в районной прессе был сильный актив общественных корреспондентов. Они писали заметки, сообщали новости. Среди корреспондентов были ветераны, рабочие, секретари партийных организаций. Они рассказывали, как живут трудовые коллективы, как выполняют социалистические обязательства, обличали пороки. К Дню печати, который многие годы журналисты отмечали 5 мая, общественным корреспондентам вручали Почетные грамоты и благодарности. Две таких благодарности были вручены и И.Г. Григорьеву, в 1970 и 1972 году. Эти документы хранятся в семейном архиве. 
Подготовила Наташа Федорова,
 депутат Ям-Тесовского СП, 
общественный корреспондент «Лужской правды», лауреат 
Всероссийского конкурса «Журналисты за местное самоуправление» 

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"