Наша жизнь не прямая линия, скорее, извилистый путь с множеством развилок и неожиданных поворотов. Это в полной мере испытал и герой моего очерка – художественный руководитель народного коллектива театра-студии «ЛДТ» Лужского городского Дома культуры А.А. Акимов. 7 июня он отметил 50-летний юбилей. С Андреем Александровичем мы говорили о мечтах, творчестве, многогранности судьбы, но больше всего о нем… О Театре. Результат перед вами. Я бы назвала его зарисовками лужского корреспондента. Строго не судите, я старалась.
Творчество приносит нам радость, вдохновение и новизну. Не важно, чем вы занимаетесь: шьете медвежат, рисуете пейзажи или поете в хоре – окружающий мир от этого становится ярче и интереснее. Народный театр не исключение. Он сохраняет и развивает традиции театрального искусства, делает его доступным и понятным каждому. Жителей больших городов не удивишь постановками, но в Луге каждый спектакль был и остается важным событием.
Театральный коллектив Лужского ГДК был основан в 1973 году, в 1975 году под руководством Н.Н. Никулиной он получил звание народного. После безвременной кончины Натальи Николаевны в 1990 году театр некоторое время возглавляла ее дочь Инна Ипатова, а затем творческий руль перешел в руки Марины Цыгановой.
В 2010 году художественным руководителем театра стал Андрей Акимов. В том же году коллектив получил новое название – «ЛДТ», что означает «Любовь. Доверие. Творчество». В его активе дипломы фестивалей, премьеры, зрительские аплодисменты. Впереди – творческие идеи и новые работы.
Путешествие длиной в полвека. Как оно начиналось? Андрей Александрович признался, что в детстве даже не думал о театре. Учился в школе № 5, много читал, изучал индийскую мифологию, увлекался философией, занимался йогой, спортом и закаливанием, осваивал навыки экстремального выживания. Мать Нина Алексеевна работала бухгалтером в ПМК, отец Александр Алексеевич – электромонтажником в Строительном тресте № 64.
«Я рос в замечательной семье, – вспоминает А.А. Акимов. – Мы всегда собирались большими компаниями, с родственниками и друзьями отмечали праздники. Было весело и по-особому радостно. Мама родом из деревни Вяжище Новгородской области, отец из Артёмовска Донецкой области. Сейчас этот город больше известен как Бахмут. Родители познакомились под Оренбургом. Мама работала бухгалтером в военной части, где папа проходил срочную службу. После свадьбы они поселились в Луге. Родился старший брат Михаил, потом я. В 1986 году отец ликвидировал последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Мне тогда было 11 лет – многого не понимал… Отца не стало в 2009 году. Для меня 26 апреля не просто день траура – это дата личной беды, которая не меркнет с годами».
Судьба – одно из самых загадочных понятий в жизни каждого человека. Андрей Александрович уверен, что каждый день дает новую возможность сделать выбор, влияющий на будущее, и только от нас зависит, каким оно станет. После окончания школы вместо вуза судьба привела Андрея на Кавказ – так началось его увлечение дальними поездками. Потом были служба в армии, долгие и мучительные поиски профессии.
«Я всегда хотел увидеть море, поэтому собрал рюкзак и отправился в дорогу, – продолжает А.А. Акимов. – Я никогда не сопротивлялся воле случая, просто шел за ним, а с годами понял, что успехи и трудности – во благо. Жизнь дала мне возможность взглянуть на нее с разных сторон: увидеть черное и белое, познакомиться и с замечательными людьми, и с теми, от кого стоит бежать без оглядки. Мое самое прекрасное воспоминание – поездка на Алтай. Там живут открытые и честные люди. Это суровый, но прекрасный мир, где нет места подлости и предательству. Я гонял маралов, видел Муехтинский водопад, летом ездил по снегу, купался в озере с талой водой, вместе с удивительным человеком поднимался в горы. Он рассказывал мне о травах и внутренней энергии, которой можно управлять. Красота и мощь природы незабываемы. Сейчас я точно знаю, что опыт общения с людьми, приключения, даже испытания сегодня помогают мне в творчестве».
В народном театре имени Н.Н. Никулиной А.А. Акимов оказался случайно. «Cherchez la femme», – сказали бы французы, а мы говорим: «Судьба». Андрей регулярно ждал у Дома культуры свою девушку, занимавшуюся в театре, а однажды оказался на репетиции. «И все закрутилось, – смеется Андрей Александрович. – Дальше – больше… Вначале просто посмотрел, потом почитал за кого-то текст роли, потом отметил вместе с театром Рождество, а потом и сам попробовал выступить на сцене. В результате в 1998 году на фестивале «Театральная весна» я сыграл Ваську Пепла в спектакле «На дне» и даже получил диплом. Это была моя первая роль, конечно же, незабываемая. Тогда Луку играл Коля Жуков, он начинал еще в театре Натальи Никулиной; Барона – Михаил Марасанов, а Сатина – мой брат Михаил. Спектакль был сильный. Его по достоинству оценили зрители и жюри фестиваля».
Следующей работой Андрея стал моноспектакль «Пророк». Это был творческий поиск, включивший эксперименты со светом и демонстрацию слайдов. Уже тогда начинающий актер понял, что ему мало просто играть на сцене. Он сам выстраивал роль, продумывал мизансцены.
«Моим крестным в профессии режиссера стал Коля Жуков, – продолжает Андрей Александрович. – К 8 Марта мы готовили поздравление для девушек, и я предложил оформить его по-театральному. Появилось много интересных мыслей, ребята поддержали. Вышло отлично: девчонки даже плакали, а Николай посоветовал мне пойти учиться. Пожалуй, именно тогда я впервые почувствовал, что искусство – сила особая. Театр объединяет людей, создает атмосферу общения актеров и зрителей. В зале мы становимся частью единого целого, обмениваемся эмоциями, впечатлениями. Театр закладывает кирпичики в вечность. Возможно, увиденное когда-то на сцене в трудную минуту даст человеку силы или не позволит совершить плохой поступок. Словом, так я и определился с профессией».
Андрей Александрович заочно окончил Институт культуры в Санкт-Петербурге. Его дипломным спектаклем стала «Трагедия Катерины» по пьесе А.Н. Островского «Гроза». Постановка синтезировала интересные сценические технологии и была высоко оценена жюри фестиваля «Театральная весна – 2004». К этому моменту М.В. Цыганова уже была художественным руководителем народного театра, а А.А. Акимов его режиссером.
«У нас сложился сильный коллектив, и мы с Мариной решили поставить спектакль «Два Мороза», – вспоминает Андрей Александрович. – Эта сказка-фантазия Юлии Авериной напоминает «Снегурочку», но у Островского любовь для Снегурочки – гибель, а в этой пьесе – единственное спасение. Постановка имела большой успех на «Театральной весне – 2006» и Всероссийском фестивале народных театров, ее похвалила даже автор пьесы. Работа над спектаклями и совместное творчество сблизили нас с Мариной. В 2007 году мы поженились. Наш сын Василий перешел в 11 класс, а Иван в 10 класс. К сожалению, Марина очень рано ушла из жизни».
В творческой копилке театра-студии «ЛДТ» спектакли «День Победы», «Верность» по одноименной трагедии Ольги Берггольц, «Заповедник», чеховский «Вишневый сад», «Хронос», «Бременские музыканты», моноспектакль «Не бойтесь жить», посвященный жизни и творчеству Людмилы Гурченко. Каждый из них – результат творческого переосмысления материала, кропотливой работы режиссера и всего театрального коллектива.
«В 2014 году мы доросли до постановки лебединой песни Антона Павловича Чехова – пьесы «Вишневый сад», – продолжает Андрей Акимов. – В тот год я напряженно искал идею нового спектакля и в какой-то момент понял, что творческий потенциал театра позволит нам поставить эту пьесу. Не скрою, было сложно. Чеховский подтекст иногда трудно передать даже профессионалам, но я считаю, что мы справились. Спектакль получился динамичным, ярким. Я чувствовал его как выступление оркестра: каждый играл свою партию, а в целом получилось большое, значимое произведение».
Запомнился зрителям и моноспектакль «Не бойтесь жить». Идея его постановки принадлежит режиссеру театра Дарье Крыловой. Она же исполнила роль Людмилы Гурченко. Материал отбирали долго: смотрели интервью актрисы, выстраивали хронологию. Особая страница в истории моноспектакля – его представление 12 ноября 2023 года в музее-мастерской Л.М. Гурченко. В Москву Дарью Крылову и Андрея Акимова пригласил муж актрисы Сергей Сенин. Выступление прошло с большим успехом. Это особенно ценно, потому что многие зрители были лично знакомы с Людмилой Марковной.
Говорит Андрей Акимов: «Я благодарен всем, кто долгие годы был рядом, поддерживал в трудные минуты, помогал в реализации идей. Останавливаться нельзя! Творчество не прощает застоя. В конце апреля в Санкт-Петербурге на фестивале «Театральная весна – 2025» мы представили спектакль «Слезы земные» по мотивам произведения Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Жюри отметило постановку дипломом лауреата I степени в номинации «Лучшая режиссура». Будем жить, будем работать!»
Кстати, лужане спектакль еще не видели. Ждем премьеру и желаем Андрею Александровичу новых творческих побед!