Забытая усадьба и вечные образы: октябрьское заседание Лужского общества краеведов

Новости

38 просмотров

16 октября в библиотеке на пр. Володарского, 13-А состоялось очередное заседание Лужского общества краеведов. С докладами выступили Александра Кошелева и Серафима Черемисова. Они впервые приняли участие в заседании Лужского общества краеведов.
 
Александра Андреевна Кошелева возглавляет паломническую службу Череменецкого монастыря. В настоящее время в монастыре ведется большая работа, в том числе и по исследованию истории этой древней обители. Десятилетия запустения наложили свой отпечаток: были утрачены многие документы и книги, разорен некрополь. Насельники монастыря собирают его историю с нуля, по крупицам. Сохранившиеся надгробия собраны возле храма, и их, к сожалению, осталось немного.
А ведь известно, что в Череменецком монастыре нашли последний приют многие выдающиеся люди, сделавшие вклад в разных сферах жизни Российской империи.Один из них – Василий Адрианович Евтушевский (1836-1888). В некрологе, напечатанном в журнале «Народная школа», сказано, что он скончался в своей усадьбе недалеко от Луги и погребен в Череменецком монастыре.
Что привело в Лугу этого выдающегося педагога? Об этом в своем докладе рассказала А.А. Кошелева.
Василий Адрианович Евтушевский родился в Полтаве в 1836 году. В 1861 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета. Руководил Высшими педагогическими курсами при 2 военной гимназии, позже преподавал на высших женских курсах. В.А. Евтушевский придерживался прогрессивных взглядов на образование. Видя недостатки и в индивидуальном, и в групповом обучении, он стремился устранить их, разрабатывал новую модель образования. В.А. Евтушевский был автором целого ряда методических работ, составителем задачника по арифметике, которым пользовались в гимназиях по всей России, он переиздается и в наше время. Василий Адрианович преподавал математику цесаревичу Николаю Александровичу и другим великим князьям.
В.А. Евтушевский от первого брака имел дочь Елену. Во втором браке родились Анна и Василий.
Семья Евтушевских долгое время жила в Петербурге. В начале 1880 годов Василий Адрианович ушел в отставку в связи с ухудшением состояния здоровья.
Установить место усадьбы В.А. Евтушевского с высокой степенью точности помогли поиски в архивах, в том числе в ЦГИА (Центральный государственный исторический архив). Усадьба располагалась на берегу речки Апталы, там, где сейчас Венецианский переулок в поселке Межозерном. Удалось найти даже план усадьбы с многочисленными хозяйственными постройками. Можно было бы предположить, что этот план является только проектом. Однако есть еще опись к завещанию В.А. Евтушевского, составленная вскоре после его смерти. Такие описи делались для того, чтобы имущество оставалось нетронутым до момента вступления наследников в свои права. В описи к завещанию В.А. Евтушевского упомянута его усадьба, а также скотина и домашняя птица.
Из архивных документов удалось узнать название усадьбы. Она называлась Аптала, очевидно, по названию реки. Наследниками В.А. Евтушевского стали его младшие дети, на тот момент несовершеннолетние. Анне было тринадцать лет, Василию – десять. Какое-то время вдова В.А. Евтушевского еще проживала в Лужском уезде, но потом имение было продано Александру Павловичу Башилову. Возможно, он был знакомым семьи, поскольку, как и В.А. Евтушевский, был педагогом. Более поздних упоминаний об усадьбе Аптала обнаружить не удалось.
Усадьба не сохранилась, на ее месте современная застройка. Мало информации и о судьбе детей В.А. Евтушевского. Его сын окончил кадетский корпус, но неясно, как сложилась его дальнейшая жизнь.
А.А. Кошелева сказала, что все эти интересные сведения были получены во многом благодаря знакомству с потомками Василия Адриановича Евтушевского. В советское время в семье опасались говорить о выдающемся предке и не хранили документы, связанные с ним. Но в настоящее время генеалогические поиски привели к определенным результатам.
В биографии Василия Адриановича Евтушевского и в истории его усадьбы остаются белые пятна, но многое уже удалось выяснить; положено начало, которое дает надежду на дальнейшие успешные исследования.
Гостья из Великого Новгорода, иконописец Серафима Черемисова выступила с докладом «Образ в Священном Писании».
Русская православная традиция неразрывно связана с бытованием икон. Предание сохраняет легенды об их возникновении. Византийская церковь знала иконоборческий период (VII-VIII в.) Но после него иконопись получила новый импульс развития.
Интересной темой является осмысление различных канонов изображения в православии и католичестве. Это можно увидеть на примере разных трактовок сюжета Благовещения.
Интерес участников заседания вызвали иконы, на которых изображены города. Так, существует икона, по которой довольно подробно можно судить об облике позднесредневекового Пскова. Эта икона носит название «Богородица Псково-Покровская».
Сохранились иконы с изображениями архитектурных объектов и Великого Новгорода.
М.П. Андреева,зав. отделом  краеведения 
Городской  библиотеки
СВО

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"