Накануне Первой мировой войны в Луге располагалась 24 артиллерийская бригада, а в казармах на полигоне – 50 артиллерийская бригада и 18 мортирный (гаубичный – И.П.) дивизион. С началом боевых действий в августе 1914 года по мобилизации из запасных чинов артиллерии в Луге была сформирована новая воинская часть – 1 Запасной артиллерийский дивизион в составе двух батарей. Командиром дивизиона 8 августа назначили подполковника Петра Ивановича Тарасова. До этого он командовал 5 Восточно-Сибирским мортирным артиллерийским дивизионом. В конце августа Приказом по Военному ведомству были утверждены специальный знак артиллерии в виде двух скрещенных стволов орудий и шифровка «1. З.д.», которые полагалось носить чинам дивизиона на погонах и эполетах.
В ноябре 1914 года в войсках стали использовать обмундирование военного времени: это были походный мундир или рубаха, папаха или походная фуражка, шашка у офицеров на походном снаряжении. Защитные погоны и пуговицы использовались только в частях действующей армии. 10 января 1915 года вышел приказ, по которому было разрешено на военное время изготавливать для войск шинели из защитного шароварного сукна.
К январю 1915 года дивизион находился в составе действующей 6 Армии Северо-Западного фронта (впоследствии Северного – И.П.) В середине мая того же года при дивизионе были сформированы Отдельная батарея особого назначения и Отдельный легкий парк особого назначения. 6 сентября 1915 года дивизион исключили из состава 6 Армии и подчинили непосредственно начальнику Петроградского военного округа.
С 1916 года 1 Запасной артиллерийский дивизион снова расположился в Луге, где пережил революционные вихри февраля и октября 1917 года. Как вспоминал в своих мемуарах «Записки председателя Совета солдатских депутатов» очевидец тех событий ротмистр Н.В. Воронович, летом 1917 года Временное правительство во исполнение союзнического долга планировало перебросить дивизион из Луги в Европу на Салоникский фронт или в состав Русского экспедиционного корпуса, сражавшегося во Франции. Но этому было не суждено осуществиться.
Находясь в тылу, артиллеристы в Луге осенью 1917 года «большевизировались». Это подтверждает опубликованная в № 58 газеты «Солдат» резолюция солдат 1 запасного артиллерийского дивизиона от 16 октября за подписью председателя А. Шишмарева, в которой говорилось: «Минометная артиллерия и отдельные части первого запасного артиллерийского дивизиона на общем собрании 16 октября, заслушав воззвание съезда Северных областей, постановили: 1. Приветствовать съезд. 2. Присоединиться ко всем его резолюциям. 3. Бороться со всякими попытками сорвать Всероссийский съезд Советов 20 октября».
Как и большинство воинских частей Российской Императорской Армии, в начале 1918 года 1 Запасной артиллерийский дивизион был распущен. Нижние чины: канониры, фейерверкеры и нестроевые – разошлись по домам, офицерский состав воевал кто за красных, кто за белых. После окончания Гражданской войны некоторые остались в Советской России, а другие оказались в эмиграции в Финляндии, Эстонии и Югославии.
В Военно-историческом архиве сохранилось более 70 дел артдивизиона, которые ждут своего исследователя.
Игорь Половинкин
На фото: Открытка издательства Грузинцева, г. Луга