«Этой женщине нужно памятник поставить! Ее ценит весь поселок. И всю жизнь она такая, трудолюбивая, отзывчивая. Наша Татьяна Михайловна всем пример подает», – сказала специалист администрации Торковичского сельского поселения Юлия Борисовна Ларионова.
Т.М. Крысина на эти слова скромно улыбнулась и пожала плечами: «Да обыкновенная я, самая простая. Но работать люблю, так меня воспитали».
Работать Татьяна Михайловна начала в 17 лет. Жила она тогда в родном Ленинграде, после школы устроилась копировальщицей в конструкторское бюро. А в 19 выскочила замуж и уехала с мужем Владимиром на Ямал по месту его службы – он на сверхсрочную пошел. Места глухие, просто так не доберешься, только на вертолете можно долететь.
«Приехали мы на самую дальнюю точку Ямала, – рассказывает Т.М. Крысина. – Тундра, олени, медведи. Суровый край. Поселились в бараке. Условий никаких. А я не унывала, ведь с милым рай и в шалаше. Лето длилось всего месяц, но я не обращала внимания на почти постоянный холод. Зато какое было полярное сияние! Залюбуешься! Я же романтик, мне все это нравилось. Год там прожили и переехали на Дальний Восток, в город Свободный. Там и дочка Жанна родилась. А через год снова переезд: муж уволился из армии, и мы вернулись в родной Ленинград».
Только в большом городе не задержались, поехали в пригород, в Пушкинский район, в совхоз «Детскосельский», там тогда работникам жилплощадь давали. В Ленинграде жили в коммуналке, хотелось отдельного жилья. Его совхозное руководство Татьяне с мужем пообещало, посулило квартиру, но дали комнату в бараке без удобств, в небольшом домике на три семьи. Дочку в садик определили, Татьяна в полеводческую бригаду пошла, а муж шофером устроился.
«Было тяжело. Работа в поле не для всех, – говорит Татьяна Михайловна. – Начальство строгое было, требовательное. Убирали овощи мы вручную, никаких сельхозмашин в помощь нам не давали! Борозды длинные, идешь в полусогнутом положении. И так целый день. Не все выдерживали. Зато весело как было! Мы и пели, и шутили, подзадоривали друг дружку. В молодости все по плечу!»
Когда Жанне три исполнилось, родился Дима. Из полеводческой бригады Татьяна Михайловна ушла накануне родов и больше туда не вернулась. Устроилась потом в только что открытый Дом культуры уборщицей. В том ДК она кем только не работала: дворником, уборщицей, рабочей сцены. Там и в художественную самодеятельность пошла, пела в хоре.
«Я музыку люблю, с 10 лет училась во Дворце пионеров играть на фортепиано, – вспоминает Т.М. Крысина. – Правда, уже много лет не притрагивалась к клавишам. Внуки обещали мне электрическое пианино подарить, вот сыграю тогда обязательно, вспомню юность свою музыкальную».
Когда сыну исполнилось десять, у Крысиных появилась дочь Настя. Татьяна Михайловна в декрет не ушла, на уборку в ДК приходила по ночам – благо начальство пошло навстречу, а дома за малышкой было кому присматривать.
Позже Крысиным как многодетной семье все-таки дали трехкомнатную квартиру, причем предложили на выбор: в Пушкине или в Ленинграде. Выбрали свой родной город. Переехали туда в 1988 году, Жанна уже в училище на повара училась.
В Ленинграде Татьяна Михайловна уборщицей в универмаг «Фрунзенский» устроилась. Она никогда не стеснялась того факта, что работает уборщицей, никогда и не гналась за «теплым» местечком, считала, что любой труд в почете. Сколько ее натруженные руки убрали квадратных километров территории большого универмага, она и сама не знает. Говорит, наверняка очень много за 13 лет работы.
В 1996 году Крысины разменяли свою трешку в Петербурге на две трехкомнатные квартиры в пос. Торковичи.
«У Жанны к тому времени было уже пятеро детей, – рассказывает Татьяна Михайловна. – Мой муж не ладил с зятем, поэтому пришлось пойти на размен. А Торковичи нам очень понравились: красивый поселок с замечательной окружающей природой, есть благоустроенные многоквартирные дома, есть школа и детский сад. Чем не жизнь! Мы приехали сюда жить, а Дима остался в городе».
Приехали, но работу в универмаге Т.М. Крысина не оставила, пять лет ездила на электричке каждый день в Санкт-Петербург: в пять утра – туда, вечером – обратно. Устала за эти годы так, что не могла уже смотреть на поезда и железную дорогу. Но бросить работу не могла, нужно было помогать Жанне с ребятишками, к тому же умер зять, а вскоре скончался и супруг Татьяны Михайловны. Пережила она потом и еще одно горе – в 23 года умерла дочка Настя.
Когда Т.М. Крысина уволилась, отпустила Жанну в Санкт-Петербург: в поселке для нее работы не было. Татьяна Михайловна стала присматривать за внуками. Отсидела дома всего пару лет и устроилась дворником, убирала придомовую территорию.
Четыре года назад Татьяна Михайловна вышла на пенсию, ей 71 год как раз исполнился. Говорит, здоровье подводить стало, давление поднималось. Но работавшая в те годы главой администрации Торковичского поселения Елена Валентиновна Иванова пригласила Татьяну Михайловну устроиться к ним дворником.
«Я согласилась, – говорит Т.М. Крысина. – Здесь попроще, чем на предыдущем месте работы. Я отвечаю за несколько территорий, стараюсь содержать их в чистоте. Но если увижу где мусор, мимо не пройду, подниму любую бумажку и в урну выкину. Могу поругаться с теми, кто мусорит».
Татьяна Михайловна сетует на местных подростков, никак не хотят соблюдать порядок, сидят на лавочке и семечки лузгают, шелуху под ноги бросают. Они же не уберут за собой, поэтому приходится ей это делать. Сколько она ребятам выговаривала, сколько раз их гоняла. Смеется, что они ее боятся, как увидят на улице, сразу все поднимают. Она надеется, что дети все-таки поймут, насколько хорошо жить в чистом поселке, как важно не мусорить.
«Я и своим внукам это всегда повторяла, – рассказывает Т.М. Крысина. – Хорошо, что они усвоили этот урок, ведь все свое детство видели меня с метлой или шваброй, помогали мне. Сейчас внуки – а у меня их семеро – взрослые, почти у всех есть свои семьи. Есть у меня уже и три правнука. Ребята живут в Санкт-Петербурге, из поселка они бы не уехали, если бы им было где здесь работать. Но они меня не забывают, приезжают в гости на праздники».
Татьяна Михайловна раньше в лес любила за грибами ходить, целые корзинки набирала. Сейчас ей уже трудно совершать долгие пешие прогулки по лесу. Огорода у нее нет, только цветы дома выращивает.
«Я очень люблю свой поселок, – говорит она. – Жить в Петербурге не хочу, я привыкла к здешнему чистому воздуху. Люди у нас очень хорошие, душевные. Иду по улице – здороваюсь со всеми, даже с теми, с кем не знакома. Хожу на все мероприятия в поселке, их отлично организуют и проводят, подарки дарят. Все мне здесь нравится!»
«Это наш самый знаменитый человек в Торковичах. Ни у кого в других деревнях и поселках нет таких тружеников, как наша Татьяна Михайловна. У нас ее любят и уважают все! Она наш директор по чистоте. А в новом Доме культуры, который должен скоро открыться, будет пианино. Таня, будешь на нем играть! Первой тебе доверим пробежаться по клавишам!» – заверила Елена Валентиновна Иванова.