Историческая память не просто набор дат и фактов. Это живая связь поколений, наше общее наследие, которое определяет путь в будущее. 12 февраля – особая дата в истории Луги. В этот день в 1944 году город был освобожден от немецко‑фашистских захватчиков. Сегодня мы вспоминаем подвиг тех, кто отстоял нашу землю, и отдаем дань уважения героям, подарившим нам мирную жизнь.
Бои за Лугу
Луга находилась под оккупацией 903 дня – с 24 августа 1941 года по 12 февраля 1944 года. За это время жители города пережили тяжелые испытания: разруху, голод, массовые казни, концлагеря, угоны в Германию. Но даже в самые тяжелые дни лужане продолжали бороться. На оккупированных территориях действовали подпольные группы, сражались партизанские отряды и бригады.
Наш город был освобожден 12 февраля 1944 года в ходе Новгородско-Лужской операции. Наступление войск Волховского фронта, начатое одновременно с Красносельско-Ропшинской операцией Ленинградского фронта, стало частью Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции.
В годы оккупации Луга стала тыловым центром врага. Гитлеровцы построили вокруг города разветвленную сеть траншей и огневых точек, опоясали их проволочными заграждениями и минными полями. Особую сложность представляло форсирование реки Луги. Благодаря решительным и умелым действиям наших войск немецкие укрепления на берегах были прорваны в районе поселка Толмачево и обойдены с флангов южнее Кингисеппа и станции Батецкой.
В первые дни февраля формирования 54 и 59 армий Волховского фронта и 11 Волховской партизанской бригады овладели поселками Торковичи, Оредеж, несколькими десятками сельских населенных пунктов и продвинулись к Луге.
В десятых числах февраля передовые отряды 377 стрелковой дивизии 112 стрелкового корпуса перерезали шоссе Луга – Псков в районе деревни Раковичи. К вечеру 12 февраля они уже вели бои на юго-восточной окраине города. Одновременно воины 123 стрелковой дивизии и 11 Волховской партизанской бригады с северо-запада прорвали немецкую оборону и ворвались в город.
13 февраля в оперативной сводке Совинформбюро сообщило: «Войска Ленинградского фронта, развивая наступление, в результате умелого обходного маневра и последующего затем штурма вчера, 12 февраля, овладели городом и железнодорожным узлом Луга».
Войскам, участвовавшим в освобождении Луги, приказом Верховного Главнокомандования от 13 февраля 1944 года была объявлена благодарность. Особо отличившимся частям присвоено наименование «Лужских». 13 февраля в Москве в честь освобождения Луги был дан салют двенадцатью артиллерийскими залпами из 124 орудий.
Память бесценна
Воспоминания участников событий февраля 1944 года бесценны. В Луге до сих пор живут люди, помнящие оккупацию и радость освобождения. Память о тех долгожданных днях хранит и стихотворение толмачевского поэта Анатолия Алексеевича Матюнина.
Я знаю прочность танковой брони,
Отлитой из особого металла…
По детству безотцовскому в те дни
Война стальной лавиной грохотала.
В деревню, всю сожженную дотла,
Где в снежных шапках рухнувшие печи,
На танках наша армия пришла
В те сумерки февральские под вечер…
В номере газеты «Лужская правда» от 12 февраля 1974 года опубликована статья «Знамя над Лугой» участника войны, сотрудника газеты «Кировец» В. Карпущенко. Автор приводит воспоминания фронтового корреспондента Рафаила Абрамовича Мазелева.
Фотожурналист Р.А. Мазелев стал спецкором ЛенТАСС в начале войны. Он пережил блокаду Ленинграда, вел героическую летопись города на Неве. Зимой 1944 года снимал освобождение Красного Села и Гатчины, вместе с группой писателей и журналистов вылетал в район псковского поселка Струги Красные, где соединения 6 ЛПБ В.П. Объедкова разгромили испанскую «Голубую дивизию».
Вспоминает Р.А. Мазелев: «Вернувшись в Ленинград, я сдал в редакцию фотоснимки и получил новое задание: направиться в район Луги. По пути я встретил кинооператора, лауреата Государственной премии Анатолия Ивановича Погорелова, который должен был снимать только что освобожденную Лугу. Мы добрались до города в 11 часов вечера. Город горел, там и здесь рвались вражеские снаряды. При свете пожарищ мы увидели, как к окраинам Луги подходят партизаны на лыжах и в маскхалатах. Погорелов снял эти волнующие кадры, и позже в Ленинграде все восхищались его операторской работой».
Рафаил Абрамович рассказал, что вскоре артиллерийский налет настолько усилился, что спецкорам уже было не до съемок. Они укрылись в каком-то здании, очевидно, служившим оккупантам тюрьмой, и с содроганием читали строки на стенах. Их чем-то острым выцарапывали томившиеся в застенках патриоты. «От содержания коротеньких надписей кровью обливалось сердце, – продолжает Р.А. Мазелев. – Это были и слова клятвы, и просьбы уведенных на казнь отомстить фашистам. Страшно было смотреть на руины Луги, ее разрушенные и сожженные дома, убитых людей, кровь на снегу…»
Все это журналисты увидели в городе уже на рассвете. Выстрелы стали реже, далеко на окраинах гремела артиллерийская канонада. Луга встречала освободителей. Память Р.А. Мазелева сохранила уникальные воспоминания, которые буквально оживают перед глазами: «Падал снежок, но улицы не были пустынными. Двигались войска Советской Армии, гудели автомашины, тащили пушки, население радостно встречало своих освободителей…»
В этот день спецкор сделал знаменитый снимок: ему удалось сфотографировать советского офицера с красным знаменем на крыше здания, в котором сейчас занимаются ученики Компьютерного центра. Многие считают, что эта фотография была сделана во время освобождения Луги, но это неверно. Этот снимок от 14 февраля 1944 года. А победное знамя над городом разведчик 123 стрелковой дивизии Иван Кононенко водрузил 12 февраля в районе 21 часа на здании, в котором сейчас располагается Лужская детская музыкальная школа им. Н.А. Римского-Корсакова.
Генерал Иванов
Материал, отснятый в Луге А.И. Погореловым, вошел в трехминутный видеосюжет, рассказывающий об освобождении нашего города. Мы видим бойцов, идущих в атаку, пылающие дома. «Израненная, оскверненная немецкими варварами Луга. Освободители: воины Красной Армии и партизаны входят в город, ставший снова и навсегда советским…» – звучит голос за кадром. На экране усталые, но счастливые лица бойцов, радость лужан, неожиданные встречи партизан с родными.
В одном из фрагментов узнаем генерал-майора Александра Павловича Иванова, командующего 123 стрелковой дивизией. Вместе с начальником штаба дивизии полковником Ковальчуком и начальником артиллерии дивизии полковником Розановым Иванов изучает оперативную карту. Как положено в военное время, диктор называет его командиром N-ской части.
А.П. Иванов (1897-1979) родился в Петербурге, окончил четырехклассное городское приходское училище, работал наборщиком в типографии Академии наук в Петрограде. С марта 1918 года служил в Красной Армии, окончил командные кавалерийские курсы, высшую кавалерийскую школу, Военную академию РККА им. М. В. Фрунзе.
Великую Отечественную войну А.П. Иванов начал командиром 20 стрелковой дивизии войск НКВД. 21 декабря 1942 года он был назначен командиром 123 стрелковой дивизии. С 12 января 1943 года 123 СД в составе 67 армии принимала участие в операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. 21 апреля 1943 года А.П. Иванов получил звание генерал-майора.
С января 1944 года дивизия в составе 117 стрелкового корпуса успешно действовала в Красносельско-Ропшинской и Новгородско-Лужской наступательных операциях. За освобождение Луги 20 февраля 1944 года 123 СД было присвоено почетное наименование «Лужская».
В послевоенные годы А.П. Иванов часто приезжал в Лугу, встречался с молодежью, принимал участие в празднованиях Дня Победы, был удостоен звания «Почетный гражданин Луги и района».
Освободив Лугу, части Ленинградского фронта начали преследование немецких войск, отходивших в сторону Пскова. За три дня стремительного наступления они продвинулись с боями на 30-45 км, и 16 февраля 1944 года вся территория Лужского района была очищена от оккупантов.
Ирина Голубева
Фото из архива редакции

