Ленинградская панорама. Блокадные акварели Николая Пашко

Новости

552 просмотров

В фондах Лужского историко-краеведческого музея хранятся восемь зарисовок Николая Петровича Пашко о жизни блокадного Ленинграда. 

Работы выполнены в технике черной акварели с белилами. Память художника вернула на бумагу образы минувшего только в 1973-1974 годах, однако это настоящие документальные произведения. 

«Артобстрел», «В последний путь», «Зима 1942 года», «1941 г. Руины в районе Боровой улицы», «На Неву за водой», «Ополченцы уходят на фронт», «Служба в НПВО», «У булочной» – каждая зарисовка – это взгляд в прошлое. В них нет надуманности, желания приукрасить действительность. Перед нами реальная жизнь, в которой боль потерь переплетается с желанием жить и победить врага.

В первую блокадную зиму в городе на Неве жил и продолжал работать молодой художник Николай Пашко. Позднее его творчество станет знакомо и близко лужанам, а наша газета неоднократно представит читателям Н.П. Пашко – уже известного мастера. Немало картин выйдет из-под кисти художника за долгие годы творчества, но блокадные акварели займут в них особое место.

Николай Петрович Пашко родился в начале ХХ века. Учиться искусству он начал в первые революционные годы. В 1919 году юноша, сын простого петроградского столяра, был принят в мастерскую педагога, блестящего рисовальщика, графика и живописца Н.А. Тырсы.

После защиты диплома Николай Пашко работал над оформлением витрин и экспозиций музеев, делал разрисовку муляжей, снимал копии с всемирно известных полотен Эрмитажа и Русского музея.

В 40-х годах Н.П. Пашко уже был членом Ленинградского товарищества художников ЛенИЗО. Война изменила жизненные планы молодого художника. В июле 1941 г. вместе с друзьями он отправился под Лугу – в район Толмачево, где рыл окопы и противотанковые рвы, строил укрепления. 

Николай Пашко остался в блокадном Ленинграде и продолжал писать картины, даже когда замерзшие пальцы еле держали карандаш, а голова кружилась от голода. Эти восстановленные по памяти наброски и легли в основу серии блокадных акварелей.

Сам автор позднее рассказывал, что в своих работах он хотел отразить героическую действительность города-фронта, показать людей, живших в тяжелое время блокады в страшных условиях голода, холода, без света, без воды.

В апреле 1942 г. в тяжелом состоянии Николай Пашко был вывезен из Ленинграда в г. Энгельс. К сожалению, все его довоенные картины, в том числе и блокадные зарисовки, были утрачены. 

В мирное время Николай Петрович продолжил писать, работал учителем рисования, возглавлял работу лужских художников-любителей. Его персональные выставки с большим успехом проходили в Луге, Пскове, Лиепае, Валмиере и многих других городах.

Городские и морские пейзажи, исторические места лужского края, натюрморты, ряд портретов лужских партизан и зарисовок партизанской жизни занимают достойное место в творческом багаже художника. И все же мы с замиранием сердца рассматриваем именно эти, вроде бы невзрачные, но полные боли и правды, черно-белые акварели. Каждая из них – это живая память о блокадном прошлом непокоренного города на Неве.

27 января в Лужском историко-краеведческом музее откроется выставка работ Н.П. Пашко «Война глазами художника», на которой будут представлены картины из фондов музея, в том числе и блокадные акварели.