Правовая культура. Как не стать жертвой мошенников

Новости

344 просмотров

Практически ежедневно СМИ сообщают об очередных доверчивых гражданах, пострадавших от мошенников. Но количество обманутых растет, как и суммы украденных денег. Этот материал по просьбе редакции подготовлен штабом совместно с отделом уголовного розыска ОМВД России по Лужскому району.

В условиях развития информационных технологий меняются и способы совершения преступлений. Злоумышленники становятся все более изобретательными и активно используют новые технологии. 

Прирост преступлений, зарегистрированных на территории нашего города и района, совершенных с использованием IT-технологий в 2020 году, составил 105,8%. Это стало возможным в том числе и в связи с доверчивостью самих граждан, потерпевших от преступных посягательств.

Статистические показатели раскрываемости преступлений по итогам 2020 года и рост числа имущественных преступлений на территории Луги и Лужского района обусловлены ростом числа зарегистрированных хищений чужого имущества, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Так, на 317,9% выросло число зарегистрированных краж, совершенных с использованием IT-технологий (117; +89), и на 1880% больше зарегистрировано мошенничеств, совершенных с использованием IT-технологий (99; +94). Раскрыть удалось только 16 преступлений данных видов (+1; +6,7%), а нераскрытыми остались 169 таких преступлений (+46; +269,3%).

Наиболее распространенными видами таких хищений являются хищение денежных средств под предлогом продажи товаров с использованием интернет-площадок; создание в интернете сайтов-«двойников» по продаже товаров, идентичных оригинальным; хищение денежных средств с банковских счетов при использовании неправомерного доступа к таким счетам, зачастую предоставленного самими потерпевшими.

Виды мошенничества с банковскими картами

Обмануть или взломать банковскую систему безопасности достаточно сложно. Обмануть граждан значительно проще, поэтому преступники ориентированы на физических лиц и любыми способами выманивают информацию о карте у самого держателя. 

Для достижения своей цели мошенники используют все доступные ресурсы: телефон, интернет-сайты, онлайн-банк, мобильный банк и прочие каналы. Например, по телефону вам может поступить звонок или СМС-сообщение якобы из службы безопасности банка, предложение получить выигрыш в лотерею через мобильный банк. 

Не менее распространенным видом преступления являются кражи банковской карты и использование ее при оплате товаров в магазинах. Для проведения оплаты достаточно приложить карту к терминалу. Ввод ПИН-кода не требуется, если сумма не превышает 1000 рублей. При этом количество расходных транзакций не ограничено. 

Для пресечения данного вида преступлений в мае 2018 года часть 3 статьи 158 Уголовного кодекса РФ была дополнена пунктом Г: за совершение кражи денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств установлена уголовная ответственность, причем это преступление отнесено к категории тяжких.

Чтобы получить деньги, мошеннику даже не понадобится воровать карту у клиента. Например, если в общественном транспорте поднести устройство к сумке или карману владельца – средства спишутся. Для этого мошенники используют самодельные переносные считыватели или банковские терминалы, оформленные по фиктивным документам. 

Злоумышленники продолжают активно использовать фишинг в социальных сетях и онлайн-мессенджерах. Наибольшую выгоду мошенникам приносят махинации через сайт «Авито», с помощью которых они получают доступ в онлайн-банк, например, размещая на сайте объявление о продаже какого-либо товара, получая от доверчивых граждан деньги в счет оплаты покупки, не отправляют оплаченный товар, а присваивают деньги.

Куда обращаться в случае хищения денег

Если с вашей карты незаконно списаны деньги, необходимо срочно ее заблокировать и обратиться в ближайшее отделение банка-эмитента. Затем клиент пишет заявление о несогласии с конкретной расходной операцией, а банк проводит служебное расследование по факту хищения средств. В установленные сроки (до 30 дней) владелец карточки уведомляется о решении.

Банк может вернуть деньги только в том случае, если пользователь не нарушал правила безопасности, то есть добровольно не сообщал конфиденциальную информацию третьим лицам. Независимо от решения банка владелец карты имеет право обратиться в правоохранительные органы и написать заявление о краже денег.

В 2020 году силами сотрудников отдела уголовного розыска ОМВД России по Лужскому району было раскрыто 15 таких преступлений. 

Так, в совершении преступления, предусмотренного п. Г ч. 3 ст. 158 УК РФ был изобличен житель г. Луги гр. В. В августе 2020 года он похитил у жителя нашего района гр. Ш. мобильный телефон и, используя его, совершил операцию по переводу на свой счет 4500 рублей, за что привлечен к уголовной ответственности. 

Оперуполномоченные отдела уголовного розыска ОМВД России по Лужскому району в совершении преступления, предусмотренного п. Г ч. 3 ст. 158 УК РФ (хищение денежных средств с использованием мобильного телефона потерпевшего – гр. М., жителя нашего района), изобличили жителя Луги гр. Г.

В сентябре 2020 года путем обмана и злоупотребления доверием М. он с использованием мобильного приложения «Сбербанк онлайн» оформил кредит на сумму 145348 рублей на имя потерпевшего, а деньгами распорядился по своему усмотрению. В настоящее время в отношении гр. Г. возбуждено уголовное дело, ведется следствие. 

В октябре 2020 года направлено в суд уголовное дело о хищении 18000 рублей со счета гр. Ф., открытого в Сбербанке. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудники отдела уголовного розыска установили, что преступление совершил гр. К., воспользовавшись мобильным банком. 

Как себя обезопасить

Чтобы обезопасить себя от действий мошенников, необходимо придерживаться следующих рекомендаций: не сообщать конфиденциальные данные карты третьим лицам (срок, CVV-код и ПИН-код); подключить услугу СМС-уведомлений для контроля за счетом; ПИН-код хранить отдельно от карточки и прикрывать рукой клавиатуру банкомата или терминала в момент его ввода; установить расходные лимиты в интернет-банке или мобильном приложении; никогда никому не сообщать код из СМС для подтверждения операции, которую клиент не совершал (сотрудники банка не вправе запрашивать данную информацию); немедленно блокировать карту в случае утраты, кражи или захвата ее банкоматом, при утере телефона с привязанным номером.

Ежедневно злоумышленники изобретают новые способы хищения средств с банковских карт, поэтому невозможно предугадать все сценарии развития событий. Однако при соблюдении указанных элементарных мер безопасности любой пользователь сможет предотвратить нанесение ущерба от действий мошенников.