Попечитель Тесовских школ

Новости

618 просмотров

С историей лужского края связано немало замечательных имен наших соотечественников: военных и морских деятелей, знаменитых художников и музыкантов, ученых и литераторов, подвижников благочестия и выдающихся деятелей церкви. В их числе и педагог П.С. Гурьев, чье имя в XIX столетии было широко известно среди образованных слоев российского общества. Сегодня же оно известно лишь специалистам в области педагогики, даже в пресловутой Википедии информация о П.С. Гурьеве отсутствует. Тем не менее этот человек достоин того, чтобы его помнили.

В 1807 году в Санкт-Петербурге, в семье известного ученого-математика, академика, преподавателя и автора многих книг и учебников Семена Емельяновича Гурьева (1762-1813) родился сын Петр. Тогда еще никто не мог предположить, что молодой Петр Семенович Гурьев пойдет по стопам отца и навсегда оставит яркий след в истории российской педагогики, став одним из выдающихся отечественных педагогов-исследователей первой половины XIX века. К сожалению, информации о его семье и личной жизни, а также прижизненных фотографий и портретов обнаружить не удалось.

В 1828 году Петр Семенович был принят на работу учителем в Гатчинский сиротский институт, а с 1848 по 1858 годы служил инспектором классов этого учебного заведения. В Гатчине он нашел единомышленников в лице преподавателей Егора Осиповича Гугеля и Александра Григорьевича Ободовского. В 1832 году они на свои средства открыли небольшую экспериментальную «Школу малолетних детей» при Сельском воспитательном доме, в 1833-1834 годах издавали первый в России «Педагогический журнал».

По сути «Школа малолетних детей», организованная Гугелем, Гурьевым и Ободовским, стала первым русским «детским садом» и первым учебным заведением «для детей неимущих родителей», то есть представителей низших сословий. Ее организаторы следовали гуманистическим идеям, о которых еще совсем недавно говорили декабристы. Понятно, что в годы жесткого правления царя Николая I, тем более в условиях крепостного права, смелую деятельность педагогов-подвижников, создавших эту школу, можно с уверенностью назвать подвигом. 

Петр Гурьев утверждал: «В нежном организме детства есть струна, которую только умеючи надо коснуться, чтобы она издала самые мелодичные, самые сладостные звуки. Эта струна есть восторженная детская любовь ко всему прекрасному, истинному и благому». Также он писал: «Главная цель учреждения этой миниатюрной школы была та, чтобы детей, совершенно чуждых родства, сдружить сколько возможно ранее с семейной жизнью и дать правильное направление развитию их способностей, как наука о воспитании позволяла. Дети проводили большую часть дня в школе под надзором приглашенного для того особого наставника и жены его, заведовавшей маленьким школьным хозяйством <...> Дети маленькой школы, до того времени дикие, неповоротливые и неопрятные, быстро стали изменяться: они с радостью начали посещать школу, с горем и плачем возвращались домой, где ими вовсе не занимались».

Петр Семенович Гурьев был разносторонне образованным человеком и имел отличную математическую подготовку. Кроме того, он хорошо был знаком с отечественной и зарубежной математической и педагогической литературой. Свои основные методические взгляды Гурьев изложил в трех работах: «Арифметические листки» (1832 г.), «Руководство к преподаванию арифметики малолетним детям» (1839 и 1842 гг.) и «Практическая арифметика» (1861 г.) Также ему принадлежит лидерство в составлении и издании первого задачника по геометрии для русских школ (1844 г.) Даже не углубляясь в специфику методики П.С. Гурьева, можно с уверенностью сказать, что именно он впервые в России разработал теоретические и практические основы методики преподавания арифметики.

Приглашение в Гатчинский сиротский институт его известного современника, педагога К.Д. Ушинского, привело к тому, что в 1858 году Гурьев после тридцати лет работы в Гатчине вышел в отставку и переехал в свою усадьбу в деревне Щупоголово Тесовской волости Новгородского уезда (ныне Лужского района).

Несмотря на то что Петр Семенович являлся редактором журнала «Русский педагогический вестник (1857-1861), свою нерастраченную до конца педагогическую энергию в 1860-1870-х годах он реализовывал через активную общественную деятельность. Гурьев принимал активное участие в делах Новгородской губернии в качестве губернского и уездного гласного Новгородского земства, где с особенной любовью занимался вопросами народного образования. Кроме того, Гурьев был мировым судьей пятого Новгородского мирового участка и издавал брошюры по земским вопросам.

Будучи деятельным попечителем земских школ Тесовской волости, П.С. Гурьев значительно увеличил их число (с двух в 1874 г. до двенадцати в 1880 г.) Здесь стоит отметить, что он являлся основателем школы в деревнях Усадище (1869 г.) и Жилое Рыдно (1878 г.) Сейчас они входят в состав Лужского района, а в то время находились в пределах Новгородского уезда.

Конечно, денег на образование явно не хватало. 16 декабря 1875 года Гурьев выступил на заседании Новгородского губернского земского собрания. В опубликованном постановлении отмечено: «Слушали заявление гласного, попечителя Тесовской, Новгородского уезда, школы П.С. Гурьева, поддержанное гласными (десятью. – И.П.) об оказании пособия Тесовской школе в размере 500 рублей». В итоге земское собрание, рассмотрев ходатайство П.С. Гурьева, постановило выделить целых 200 рублей!

Считая, что одних только земских средств на содержание школ является недостаточно, Петр Семенович предложил брать плату за обучение с самих крестьян. Вначале ему удалось убедить крестьян, и дело развития просвещения получило в Тесове мощный импульс. Открывались новые школы, которые пополнялись опытными педагогами. Однако вскоре благое дело устройства просвещения в Тесовской волости, начатое П.С. Гурьевым с большим успехом, закончилось неудачей. Плата за обучение оказалась для местных крестьян непомерно высокой, и в 1884 году ряд школ пришлось закрыть. 

Возможно, это событие сильно потрясло Петра Семеновича, находившегося уже в преклонном возрасте, и послужило причиной его смерти. Он скончался в собственной усадьбе в Щупоголове. Дата смерти П.С. Гурьева однозначно не установлена, в различных источниках имеются разночтения. По одним данным, Гурьев умер 9 (21) сентября 1884 года на 77 году жизни. По сведениям из «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона», он умер в 1887 году. Очевидно главное: П.С. Гурьев прожил долгую плодотворную жизнь и внес огромный вклад в развитие русской педагогики и методики преподавания математики в школе.

Надо сказать, что деятельность Гурьева все-таки не прошла даром, так как после его смерти снова имело место расширение сети школ Тесовской волости с возобновлением сборов с крестьян, но уже на более благоразумных началах.

Идеи Петра Семеновича Гурьева со стороны современников подвергались как одобрению, так и критике, которая нередко была вызвана новизной и неожиданностью предложений ученого. О его неординарности и методической прозорливости говорит тот факт, что большинство идей этого талантливого русского педагога реализуется и в современной школе.

В 2022 году исполняется 215 лет со дня рождения П.С. Гурьева. Считаю, что нашим краеведам стоит попытаться найти его могилу на старинном кладбище в Щупоголове. Думается, надо рассмотреть вопрос о присвоении муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Загорская начальная школа-детский сад» имени Петра Семеновича Гурьева в память его заслуг на ниве просвещения.

Игорь Половинкин