Традиционное искусство народов Северо-Запада

Новости

1663 просмотров

2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Для Луги это стало прекрасным поводом обратиться к традиционной культуре нашего региона.

13 апреля состоялась региональная краеведческая конференция «Традиции народного искусства Северо-Запада». Организаторами ее стали Городская библиотека, Лужская межпоселенческая районная библиотека, Лужское общество краеведов, Лужский киноцентр «Смена».

В конференции приняли участие сотрудники Российского этнографического музея, Эрмитажа, Лужского историко-краеведческого музея, Приозерного музея, Выставочного зала г. Луги, представители творческих объединений и фольклорных коллективов.

Конференцию открыл председатель Лужского общества краеведов А.В. Носков. Он выразил благодарность организаторам конференции, подготовившим значимое для Луги краеведческое событие, а также напомнил, что конференция проходит в уникальном здании: Киноцентр «Смена» находится в здании, где до революции был кинотеатр «Прогресс». Это единственное в Ленинградской области дошедшее до наших дней дореволюционное здание кинотеатра.

Высокий уровень конференции был задан участием в ее работе представителей больших музеев Петербурга. Их доклады были посвящены различным аспектам истории народного костюма.

С научным сотрудником отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики Российского этнографического музея М. Л. Засецкой Городская библиотека сотрудничает уже не первый год. Марина Львовна является одним из авторов уникального издания – «Этноконфессионального иллюстрированного атласа Ленинградской области» (2017 г.), в котором представлена информация в том числе и о Лужском районе, о проживающих на его территории представителях разных этнических групп и религиозных объединений. РЭМ подарил атлас в фонды лужских городских библиотек.

В своем докладе М.Л. Засецкая рассмотрела эволюцию женского костюма у финно-угорских народов Северо-Запада на протяжении XVIII-XIX вв. В это время сету, карелы, ижорцы, вепсы, водь уже переняли у русского населения так называемый сарафанный комплекс – женский костюм, основой которого были сарафан и рубаха.

Марина Львовна высказала предположение, что массовое распространение сарафанного комплекса среди крестьян было связано с тем, что в начале XVIII века Петр I запретил дворянам носить «русское платье». «И все, что хранилось в сундуках у боярышень, пошло в народ и стало празднично-обрядовой одеждой», – сказала она. М.Л. Засецкая отметила, что у этнографов очень мало материалов для реконструкции первоначального, «досарафанного» костюма финно-угорских народов Северо-Запада.

Помочь исследователю тут может разве что тот интересный факт, что в первой половине XVIII в. у всех этих народов бытовал белый сарафан, тогда как русские белого сарафана никогда не носили. Это, по мнению исследовательницы, может говорить о том, что изначально одежда женщин сету, ижор и других коренных народов Северо-Запада была белой.

Эволюция одежды в этнографии – очень важный вопрос. Традиционный костюм всегда несет массу информации о своем владельце, и перенимая одежду у соседей, малые народы как бы дают сигнал о приобщении к некоему аспекту их культуры. Что заставляло финно-угорские народности заимствовать одежду русских, а не, к примеру, эстонцев? М.Л. Засецкая ответила на этот вопрос так: по всей видимости, сету, ижоры и другие малые народы, одеваясь в сарафаны, старались показать не свою близость к русским, языка которых большинство из них не знало, а принадлежность к православному миру – в противовес соседям-лютеранам, у которых женщины носили юбки.

Доклад С.В. Владыкиной, сотрудника Эрмитажа и руководителя мастерской народного костюма «Славутница», был связан с проблемой бытования традиционного костюма в советский период.

Основой доклада стали фотографии, собранные летом 2019 и 2020 гг. экспедицией, работавшей в Печерском, Лужском, Гатчинском и Сланцевском районах. В экспедиции участвовали сотрудники петербургского Дома народного творчества и Российского фольклорного союза. Было собрано множество фотографий из фондов музеев и библиотек, из собраний краеведов и личных архивов.

Их изучение помогло выяснить массу подробностей бытования элементов народного костюма в 1920-1930 гг. Например, стало ясно, что в довоенное время мужчины в деревнях продолжали ходить в традиционных рубахах, а на свадьбах использовали свадебные шифры – парные нагрудные украшения из лент и цветов.

Внимание участников экспедиции привлек и городской портрет – постановочные фотографии, сделанные в ателье в начале XX века. С.В. Владыкина отметила, что немало таких портретов было сделано в Луге, в ателье фотографа Землянского.

По итогам экспедиции был выпущен многолетний календарь «Храните копию и помните оригинал», содержащий множество фотографий – портретов, изображений деревенских праздников и других событий, часть фотографий из этого замечательного календаря происходит из Лужского района. Экземпляр календаря есть в фонде Городской библиотеки.

Заведующий Лужским историко-краеведческим музеем А.Г. Лукин проанализировал документы из фондов музея и на их основе сделал доклад о культурной политике в Лужском районе, проводимой в начале 1930 гг. Тогда главным направлением была массовая ликвидация неграмотности и унификация образования, которая игнорировала этническое разнообразие местного населения. Ударом по традиционной культуре стало и проведение антирелигиозной кампании.

Активную и разноплановую работу по сбору этнографической информации ведет создатель Приозерного музея, заведующая Приозерной сельской библиотекой Е.С. Федорова. Она записала множество песен, частушек, поговорок и даже отдельных слов, употребляемых в местном говоре. В Приозерном музее хранятся собранные в беседах со старожилами описания местных праздников, обрядов и игр, таких, например, как штандер, в которые играли дети и взрослые. В заключение Е.С. Федорова отметила, что весь собранный материал используется в работе музея, в частности, при проведении мероприятий для детей.

Несколько докладов были посвящены сохранению традиций народного искусства в современном мире и их влиянию на современное искусство.

Специалист лужского Выставочного зала А.П. Андреева посвятила свой доклад творчеству известного модельера Н.П. Ламановой. До революции она была поставщиком императорского двора, а после шила костюмы для партийной элиты и создавала модели для советской текстильной промышленности. В трудных материальных условиях Надежда Петровна искала возможности упрощения кроя и использования подручных материалов, при этом стараясь сохранить красоту костюма. Она  создала целый ряд эскизов и платьев, в крое и декоре которых широко использовала платки, рушники, народные орнаменты. Модели, созданные Н.П. Ламановой, были показаны на выставке в Париже и оказали значительное влияние на мировую моду.

Руководитель народной студии «Традиционная кукла» (г. В. Новгород) О.М. Олонцева много лет отдала работе с детьми, изготовлению и собиранию традиционных кукол, осмыслению их роли в повседневной жизни крестьян. Совместно с Ю.Ивановой она выпустила книгу «Стрельцы-молодцы, бабы-дуры и узелки», посвященную народным куклам.

Тряпичная кукла в процессе взросления девочки имела большое значение. В 4-5 лет кукла была для ребенка объектом игры. Простенькие куклы, изготовленные своими руками, становились подарками для своей «стайки» – самых близких подружек. Для более старших детей изготовление куклы превращалось в способ овладения приемами шитья – девочки старались в точности повторить крой и декор «взрослого» костюма. С 12 лет девочка начинала применять полученные навыки – шить приданое, в том числе сложные головные уборы, богато украшенные вышивкой.

В Луге тоже есть опыт работы с детьми с использованием традиционных кукол. Заведующая отделом детской городской библиотеки А.А. Васильева рассказала, как с детьми 7-12 лет она проводит занятия в рамках проекта «Кукольный сундучок». Многие дети не умеют шить, но с удовольствием делают лоскутных кукол, знакомятся с их историей, с национальной одеждой, обрядами и сказками, традициями, связанными с многообразными видами кукол. Участники конференции смогли посмотреть выставку кукол, изготовленных детьми в ходе занятий – их яркий праздничный вид радовал взгляд.

Выступление С.Г. Громовой показало, что песенный фольклор в Лужском районе продолжает жить. Это происходит благодаря деятельности фольклорного ансамбля «Зоренька» и клуба сохранения русских народных традиций «Любочажье», которыми и руководит Светлана Геннадьевна. Участники ансамбля разыскивают и исполняют местные народные песни, реконструируют традиционные праздники деревень там, где они когда-то проходили, общаются со старожилами. С.Г. Громова считает важной частью работы фольклорного коллектива сохранение традиционного уклада. Организованные «Любочажьем» фестивали – «Наша слава – русская держава» (фестиваль солдатской и рекрутской песни) и «Лужские зори» имеют региональное значение.

В докладах участников конференции был очерчен широкий круг вопросов этнографии лужского края и шире – всего Северо-Запада России. Работа конференции показала, как многообразна и глубока традиционная культура Полужья.

М.П. Андреева, заведующая краеведческим отделом городской библиотеки

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"