Лужская эра пароходов. 150 лет начала пароходства по Луге и Оредежу

Новости

1919 просмотров

В первое воскресенье июля в нашей стране традиционно празднуется День работников морского и речного флота. Еще не так давно наша река Луга являлась судоходной, а главная база речного флота находилась в Толмачеве, где до сих пор проживают ветераны пристани и судостроительного цеха. Пользуясь случаем, мы от всей души поздравляем наших речников и лужан-моряков торгового флота с профессиональным праздником.

2022 год примечателен для нашего края особенно, так как ровно 150 лет назад, летом 1872 года, на станции Преображенская (ныне Толмачево) был собран привезенный по железной дороге из Финляндии первый в нашем крае пароход. Он был приобретен известным петербургским купцом 1-й гильдии Абрамом Варшавским (1821-1888) и был назван «Мария». В те времена у владельцев пароходов существовала традиция называть пароходы именами членов семьи: жен, дочерей, сыновей, братьев и сестер. Мария была самой младшей дочерью Варшавского. 

К реке Луге и ее судоходным возможностям предприимчивый купец присмотрелся еще в 1869 году, просто бюрократические проволочки постоянно задерживали осуществление мечты Абрама Варшавского. К этому времени у него в Лужском уезде было приобретено имение в деревне Патрушина Гора, также он основал стекольный завод в Торковичах. Одним словом, Варшавский имел серьезные виды на развитие своего бизнеса в нашем крае. И вот только летом 1872 года «Мария» отправилась в свой первый рейс по рекам Луге и Оредежу. Она обслуживала пассажирскую линию Преображенская – деревня Пристань.

Со временем что-то пошло не так, и в 1880 году Варшавский продал свой стекольный бизнес и единственный пароход подданному Пруссии Альберту Ликфельду. В газете «Петербургский листок» № 126 за 1882 год про пароход, сменивший владельца, была опубликована статья с легким налетом сарказма. В ней говорилось: «Какой-то помещик, из Луги, снарядил пароход «Мечту» для перевозки пассажиров от Преображенской до Тесова. Но на первом же рейсе до села Перечицы, пробежав 15 верст в течение 7 часов, и оттуда вернулось, тем же черепашьим галопом в Преображенскую, где «Мечту « вытащили на берег для починки.

Спустя почти десятилетие очередной судоходный опыт оказался более успешным. В навигацию 1891 года петербургский купец Константин Зуев, купив пароход и назвав его «Анна», открыл пассажирское сообщение между станцией Преображенская и деревней Ям-Тесово, но уже в следующем году пароход перекупил и перестроил отставной коллежский асессор Андреянов. 

В 1894 году на реке Луге начался настоящий пароходный бум. Пристань на станции Преображенская стала отправной точкой в этой сфере предпринимательства. В Министерство путей сообщения было подано сразу три заявки на открытие пароходных линий: от купца 2-й гильдии Андрея Ивановича Плетцера и лужского землевладельца Фаддея Феликсовича Головни. Последний вследствие конкуренции от этой идеи отказался.

Согласно «Ведомости пароходам, совершающим рейсы по р.р. Луге и Оредежу», к осени 1894 года на этих реках ходило пять пароходов. Пассажирский пароход «Анна» лужского мещанина Ивана Лагрола совершал ежедневно рейс от Преображенской до Ям-Тесова. Его же пароход «Ольга» ходил один раз в неделю от Надбелья до ст. Преображенской. Пароход «Забава» купца Андрея Плетцера ежедневно возил пассажиров до Ям-Тесова. Буксирный пароход «Альберт» Ликфельда три раза в неделю перевозил продукцию стекольного завода от Торковичей до железнодорожной станции Преображенская. Небольшой буксирно-пассажирский пароход, не имевший названия, принадлежавший владельцу имения «Каменка» Каменскому (кстати, крупнейшему пароходовладельцу на Волге и Каме), совершал один рейс от имения владельца до Преображенской. В 1895 году список пароходовладельцев пополнился Петром Яковлевичем Дашковым, владельцем имения Надбелье, купившим два парохода. К концу XIX столетия сеть грузовых и пассажирских линий была расширена – пароходы стали ходить вниз по течению до пристани Хилок.

В 1902 году на реке Луге у дер. Вяз произошла катастрофа, о которой писали многие газеты. Пассажирский пароход Дашкова «Луга» наскочил на камень и опрокинулся. Из 75 пассажиров 15 человек погибли. Скандал разразился на всю Российскую империю. Судебное разбирательство длилось несколько лет, чтобы найти крайнего в случившейся беде. Происшествие подорвало здоровье Дашкова, и в 1910 году он скончался. 

Племянники Плетцера, скупившие у конкурентов в начале XX века пароходы, купили и оставшиеся у наследников Дашкова. Таким образом, пароходная компания братьев Плетцер стала монополистом грузовых и пассажирских перевозок по рекам Луга и Оредеж. Им принадлежало 10 буксирно-пассажирских пароходов и служебный паровой катер. К этому времени у них была и вторая пристань – в самой Луге у городского сада, откуда ходили небольшие пароходы до Шалова и Передольской, а также в Череменецкое озеро. У пристани на станции Преображенская в 1911 году Плетцеры построили каменное здание судоремонтных мастерских и гостиницу. 

Старинное здание на берегу реки дожило до наших дней, но, к сожалению, приходится констатировать печальный факт, что мы не смогли сохранить его для потомков как уникальный памятник промышленной архитектуры. После октябрьской революции ленинским декретом пароходная компания братьев Плетцер была национализирована. В истории лужского пароходства началась новая эра, но это уже другая история.

Игорь Половинкин, Владимир Матвеев