18 апреля в Городской библиотеке состоялась традиционная краеведческая тематическая конференция, организованная «Лужской ЦБС», Городской библиотекой и Лужским обществом краеведов.
Для многих лужских краеведов археология, а вместе с ней и древнейшие страницы исторического прошлого нашего края остаются малознакомой сферой. При этом на территории Лужского района постоянно проводятся раскопки, работают экспедиции, появляется новая информация. Одна из целей конференции «Археология Лужского района: вчера и сегодня» – отчасти ознакомить лужан с этой интересной и важной темой.
В кратком вступительном слове председатель Лужского общества краеведов А.В. Носков предложил посвятить конференцию памяти археолога Сергея Леонидовича Кузьмина (1966-2020), крупного исследователя эпохи средневековья на территории Северо-Запада. С.Л. Кузьмин в Лужском районе, раскопал городище Надбелье.
На конференции было затронуто несколько значимых тем. Одна из них – проблема охраны памятников археологии и сохранения культурного наследия. Древние поселения и могильники страдают от грабительских раскопок, а порой разрушаются из-за непонимания собственниками земли значения расположенных на ней памятников. Научный сотрудник, ученый секретарь отдела охранной археологии Института истории материальной культуры РАН С.А. Семенов отметил, что, к счастью, в Лужском районе ему встречались люди, которые, узнав, что на принадлежащем им участке находятся памятники археологии, предоставляли ученым возможность работать.
О создании
археологической карты
Доклад С.А. Семенова, подготовленный в соавторстве со старшим научным сотрудником отдела охранной археологии Института истории материальной культуры РАН С.А. Васильевым, был посвящен истории составления археологической карты Лужского района. Понимание, что такая карта нужна, возникло еще в первой половине XIX в., но для ее создания предстояло проделать большую работу. В 1886 г. археолог Шмидт составил археологическую карту Гдовского уезда. Сама карта не сохранилась, но в архиве осталась объяснительная записка к ней, в которой упомянуто примерно двадцать памятников в районе Осьмина.
Первая настоящая попытка создания полной археологической карты Петербургской губернии была предпринята под руководством археолога Н.К. Рериха в 1899-1901 гг. Эта работа не была доведена до конца. Вторая, тоже неудачная, попытка была предпринята в 1927-1931 гг. Только в 1990 г. по результатам работы многолетней комплексной экспедиции В.А. Лапшин выпустил в свет «Археологическую карту Ленинградской области», куда вошли сведения о 388 памятниках археологии, открытых на территории Лужского района. С того времени исследования и мониторинг состояния памятников не прекращались, в Лужском районе продолжали работать экспедиции. По итогам их работ в 2010 г. был составлен свод памятников района, куда вошли 566 известных памятников (200 из них уже утрачены). Свод не удалось издать отдельной книгой, но он передан в Администрацию Лужского района.
С.А. Семенов отметил, что для всех памятников установлены границы и координаты границ. Это важно, поскольку точные границы позволяют доказать в суде, что памятник разрушается. С.А. Семенов считает, что на археологических памятниках следует установить информационные щиты, чтобы люди, посещающие их, понимали значимость этих объектов.
В своем втором докладе С.А. Семенов рассказал о раскопках на территории некрополя Череменецкого монастыря, предпринятых сотрудниками Института истории материальной культуры в 2003 году. Работы проводились в рамках десятилетнего договора о сотрудничестве с Администрацией Лужского района. В тот год на некрополе Череменецкого монастыря был случайно обнаружен частично провалившийся склеп с цинковым гробом внутри. В нем лежали останки женщины, погибшей во второй половине XIX в. от огнестрельного ранения в голову. Вероятно, тело привезли издалека, потому и гроб был столь необычным.
Отдельные страницы истории исследования Лужского района осветил в двух докладах специалист Института истории СПбГУ В.Ю. Соболев.
В первом он рассказал об археологической экскурсии, состоявшейся в Лужском уезде. Организатором ее был выдающийся археолог Н.И. Веселовский, преподаватель Археологического института.
В дореволюционное время такие экскурсии на памятники были обычным делом. Сначала на место выезжал ассистент (в данном случае это был Леонид Целепи), который готовил раскоп, частично вскрывал курганы (если речь шла о могильнике). После этого приезжали студенты Археологического института. 18 мая 1905 года они посетили и изучили курганы у деревни Борщово Лужского уезда. Эта экскурсия примечательна тем, что о ней можно узнать из трех разных источников: публикации в газете «Новое время», отчета Л.Целепи, в котором, правда, нет ни чертежей, ни фотографий, и пространных воспоминаний одного из участников – студента В.С. Саванько.
Во втором докладе В.Ю. Соболева речь шла о работах в окрестностях Луги археологов П.Н. Шульца и Г.П. Гроздилова в 1927 году. Эти работы были связаны со второй неудачной попыткой создания археологической карты. За двадцать дней археологи сделали пять маршрутов, осмотрели более полутора тысяч памятников, в том числе городище Надбелье. Они пообщались с местными краеведами Л.А. Брюном и неким археологом-любителем Сергеевым. Сергеев был землемером, много ездил по Лужскому уезду и по собственной инициативе раскапывал памятники археологии в Будковской волости, а большую часть находок сдавал в краеведческий музей в Луге.
Загадочный Городец
Один из самых известных археологических памятников Лужского района – средневековое городище Городец. О нем рассказала ведущий специалист Института истории СПбГУ Е.Р. Михайлова. Она назвала Городец значимым памятником, заслуживающим многочасовой беседы и монографического издания. Городец – это одно из немногих городищ Северо-Запада, не расположенное на территории современного города. Он долго существовал, был довольно густо населен, в нем кипела жизнь.
В 1970 годы примерно треть холма, на котором расположено городище, раскопал археолог Г.С. Лебедев. Он опубликовал полученные результаты в популярной книге «Археологические памятники Ленинградской области», но научная публикация описания Городца пока так и не состоялась. Г.С. Лебедев отметил необычную конструкцию вала, которая на тот момент не имела аналогов. Впоследствии похожие валы были раскопаны на других городищах, в том числе в Надбелье.
Городец погиб от пожара в середине XIII века. Это могло быть связано с каким-то литовским нашествием. Г.С. Лебедев выделил в Городце три слоя, но, по словам Е.Р. Михайловой последние исследования и анализ материала показали, что картина сложнее. Слои выделяются условно, все они сильно перемешаны, закрытых комплексов, по которым можно с уверенностью датировать городище, фактически нет. Нет и никаких оснований относить его к IX веку. Скорее всего, жизнь в Городце началась в X веке. В городище были выделены несколько погребений без инвентаря, вероятно, поздних. Наличие среди находок довольно большого количества целых фибул и браслетов тоже наводит на мысль, что на этом месте было не только поселение, но и могильник. При этом загадкой Городца является тот факт, что рядом с ним не обнаружено курганов, так что совершенно непонятно, где жители городища хоронили своих покойников.
Белым пятном в истории Городца остается поздний период, связанный с существованием на этом месте монастыря и жизнью Трифона Городецкого. В советское время позднее средневековье мало интересовало археологов.
Передольский погост
Это еще один значимый для науки комплекс памятников: городище и находящиеся рядом с ним курганы, самый известный из которых сопка Шум-гора. Большой шаг в исследовании этих объектов как взаимосвязанных был сделан в 2019-2022 годах, когда археологи М.В. Марунин (Институт археологии РАН) и Н.И. Платонова провели работы по созданию лидарной сьемки всей территории комплекса с целью уточнения его топографии. М.В. Марунин рассказал о создании 3D модели памятников Передольского погоста. Результатом этой большой работы стало создание профилей всех сохранившихся курганов и 3D модели всей территории, на которой расположены Передольские курганы.
О Шум-горе, самом загадочном объекте этого комплекса, М.В. Марунин сказал следующее: это, несомненно, погребально-культовый памятник, внутри него выявлены валуны и остатки обрушившейся погребальной камеры.
О древностях Тесовской волости рассказала заведующая Приозерной сельской библиотекой Е.С. Федорова. Она перечислила памятники археологии на территории волости, продемонстрировала рисунки краеведа А.Е. Осипова, который в 1970 годы зарисовал каменные кресты в деревнях Лютка, Клюкошицы, Щупоголово, на Климентовском погосте.
Е.С. Федорова собрала воспоминания старожилов о раскопках курганов, проведенных под руководством немцев в Надбелье в 1943 году. Материалы, полученные тогда, были утрачены, о характере работ можно теперь хоть как-то судить только по этим воспоминаниям.
Председатель Лужского общества краеведов А.В. Носков сделал доклад о возможном культовом значении камня с желобом, найденного недалеко от д. Шалово. Археолог С.А. Семенов отметил, что подобные камни известны и возле других деревень Лужского района, но каково было их истинное значение, пока остается вопросом.
Конференция прошла плодотворно: участники открыли множество интересных фактов об истории нашего края.
М.П. Андреева,
заведующая краеведческим отделом городской
библиотеки