В этом году мы отмечаем важную дату духовной жизни города: 120-летие освящения храма во имя иконы Казанской иконы Божьей Матери. Больше века он делил с Лугой радости и невзгоды. Сегодня мы расскажем о долгой истории Казанской церкви, ныне второго кафедрального собора Гатчинской епархии Русской православной церкви. Неоценимый вклад в ее изучение внесли церковный историк Илья Васильевич Попов и председатель Лужского общества краеведов Александр Валерианович Носков.
Рождение храма
У многих горожан неизменно возникает вопрос, почему Казанская церковь расположена далеко от центра Луги. Это неудивительно: в конце XIX века местность за железной дорогой активно развивалась как дачная слобода. Особенно интенсивное строительство велось от реки Наплатинки до Боровического переулка. Собор решили возвести на пожертвования местных жителей при пересечении Тверской улицы (улица Гагарина) с Лисьим переулком (Казанский переулок). Проект поручили разработать архитектору Николаю Галактионовичу Кудрявцеву (1856-1941).
Землю под церковь освятили 8 июля 1901 года, в праздник Казанской иконы Божьей Матери. Работами по ее сооружению руководила строительная комиссия. В нее входили председатель комиссии, городской голова И.В. Якшинский, потомственный дворянин Д.М. Краевский и отставной генерал-майор А.А. Пешков. Они были главными жертвователями на строительство храма, значительные средства передала и купчиха А.И. Серебрянникова.
Основные работы были завершены осенью 1903 года, спустя год построили колокольню. 10 августа 1904 года храм освятил митрополит Санкт-Петербургский Антоний в сослужении викарного епископа Гдовского Кирилла (Смирнова), будущего новомученика. Казанская церковь была приписана к Воскресенскому собору, поэтому в ней служили те же священники. По названию церкви Лисий переулок был переименован в Казанский.
С 1900 года настоятелем лужских соборов был протоиерей Анатолий Феодорович Остроумов, вторым священником служил протоиерей Иоанн Дмитриевич Судаков. Бессменным и многолетним старостой непосредственно Казанского храма был купец Павел Карпович Громов, одно время бывший лужским городским головой.
Казанская церковь была вместительной и светлой внутри, ее украшал четырехъярусный резной иконостас. Образа для него были написаны в одном из женских монастырей.
Архитектор Н.Г. Кудрявцев пожертвовал собору Крест с частицами Животворящего Древа и Голгофы, привезенный из Иерусалима. 17 октября 1910 года на лужском вокзале святыню торжественно встречали духовнослужители и множество богомольцев. Люди заполнили платформу, вокзал и всю площадь перед ним.
Другой святыней церкви стала древняя чтимая икона Тихвинской Божьей Матери, хранившаяся в роду Кудрявцевых. В 1930 годах ее передали из Троицкой церкви имения Ведрово. Оттуда же в Казанскую церковь попали две древние иконы: Спасителя и св. Николая Чудотворца, пожертвованные историком, академиком Н.П. Кондаковым. Они были найдены во время экспедиций в одном из иконописных сел Ярославской губернии.
Современники высоко оценили художественное своеобразие Казанской церкви. Тогда ее даже сравнивали с Софийским собором Новгородского кремля. Н.Г. Кудрявцеву удалось соединить формы древнерусского зодчества с особенностями стиля модерн, только начинавшего входить в моду. Казанскую церковь отличают сдержанность наружного оформления и благородная простота, характерная для подлинных шедевров.
Об архитекторе
Кудрявцевы – династия зодчих, основанная плотником Андреем Минеевичем Кудрявцевым (1768–1865). От деда Галактиона Андреевича (1802–1867), крупного стройподрядчика, приписанного к городу Вильманстранду (Лаппеенранта), семья сохраняла финское подданство, но проживала в Петербурге.
Николай Галактионович Кудрявцев родился в 1856 году. Когда мальчику исполнилось 8 лет, умер его брат, через два года скончался отец. В 1872 году Н.Г. Кудрявцев поступил в Строительное училище, позже переименованное в Институт гражданских инженеров. В 1877 году после окончания обучения Кудрявцеву присвоили звание архитекторского помощника. Его имя, как первого по успехам, было занесено на мраморную доску училища.
От отца Н.Г. Кудрявцев унаследовал дачу в Петергофе. К этому времени в семейной жизни архитектора произошли печальные события. Умерла жена, оставив его с двумя дочерьми и сыном Галактионом, который уже в раннем гимназическом возрасте заболел туберкулезом. Доктора рекомендовали для поправки его здоровья оставить сырой Петергоф.
В конце 1890 годов Н.Г. Кудрявцев переехал в Лугу. Он приобрел имение Ведрово, располагавшееся к западу от озера Омчино на правом берегу реки Облы. К тому времени архитектор уже состоял во втором браке. Двадцатилетняя Александра Ивановна не побоялась выйти замуж за вдовца с тремя детьми. Вскоре семья увеличилась. Родились сыновья Владимир и Михаил, дочь Евгения, затем Андрей и Иван.
Усадьба Ведрово стояла в живописном месте в окружении соснового леса. Архитектор возвел комплекс построек, многие из которых дожили до наших дней и продолжают использоваться туберкулезным санаторием «Жемчужина».
К сожалению, архитектору не удалось спасти сына. Галактион умер в 1907 году. Его похоронили на местном кладбище, но в этом же году перезахоронили в новой Троицкой церкви. Н.Г. Кудрявцев построил храм при имении, задумав его как семейную усыпальницу. Через год скончалась мать архитектора Евгения Трифоновна. Ее похороны были вторым и последним погребением в кудрявцевской усыпальнице.
После революции 1917 года репрессии не обошли семью архитектора. Но стране были нужны квалифицированные специалисты, поэтому позднее отношение властей смягчилось. Владимир работал в отделении «Ленинградстроя» в Пскове и Гдове; Михаил – в лужском дорожном управлении, позже строил мост через реку Волхов в Новгороде; Андрей – в городском управлении Луги.
Угроза ареста все же оставалась. Избежать участи многих репрессированных Кудрявцевым помогло финское гражданство. В 1936-1937 годах все они, за исключением Михаила, были высланы в Финляндию. Михаил для сохранения семьи принял советское подданство, был сослан в Омск, где впоследствии стал профессором Политехнического института, автором многих книг и учебников.
Н.Г. Кудрявцев умер в г. Хельсинки 19 июля 1941 года. Его младший сын Иван Николаевич (1904-1995) окончил архитектурный факультет Академии художеств. В Финляндии он вернулся к архитектурной практике, стал автором церквей в Хельсинки и Ярвенпяя и храмового комплекса Новый Валаам в Хейнявеси.
Годы гонений
В 1937 году, сразу же после ареста духовенства, Казанский собор закрыли и разместили в нем склад. Большинство икон вывезли или сожгли, часть из них прихожане сумели разобрать по домам. Летом 1941 года в храме находился штаб 41 стрелкового корпуса генерала А.Н. Астанина, стоявшего на защите лужского участка Лужского оборонительного рубежа.
В это тяжелое время жители города и окрестных селений начали приносить в Казанскую церковь сохраненные ими святыни, бывшие в соборе до закрытия, и иконы из других храмов. Так в собор попали явленый чудотворный образ святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова из Череменецкого монастыря, святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира из Воскресенского собора. По возобновлении Череменецкого монастыря, в июне 1998 года, икона Иоанна Богослова была торжественно перенесена в родную обитель.
Казанскую церковь вновь открыли поздней осенью 1941 года. Больше она не закрывалась. В 1947 году собор стал кафедральным.
С сентября 1984 года по настоящее время настоятелем храма является протоиерей Николай Денисенко. В этом году благочинный Лужского округа отмечает 40-летие служения на лужской земле. В одном из ближайших номеров газеты мы расскажем о нем подробнее.
Материал подготовила Ирина Голубева