Каждый год его ждут. Следят за расписанием в соцсетях, регистрируются за несколько дней, приводят детей и родителей. 20 января «Поезд Победы» вновь прибыл на перрон Луги – города воинской славы. Десять вагонов этого музея на колесах – это десять глав самой страшной и героической книги нашей истории. Внутри оживает прошлое: голоса, звуки бомбежки и мирной жизни, пристальные взгляды скульптур, которые, будто живые, смотрят на тебя. Но само это погружение уже начинается на перроне. Здесь волонтеры встречают гостей, отвечают на их вопросы. В Луге за два дня у состава отработали 35 человек – около 23 волонтеров в день. Они сопровождают посетителей, следят за порядком и помогают настроиться на маршрут. Для двоих из них – Юлии Григорьевой и Екатерины Матвеевой – эта стоянка стала уже третьей. Для них «Поезд Победы» давно уже не просто работа, а личная встреча с историей, которая повторяется из года в год.
«Вагон, который трогает до глубины души»
Юлия учится на втором курсе колледжа. В волонтерстве уже четыре года. Она пришла сюда, потому что, как сама говорит, «лежит душа к истории», а еще потому что она «просто очень добрый человек».
– Мне предложили поработать – почему бы нет? Попробуем! – вспоминает Юлия о своем решении. – Я всегда тянулась к патриотическому направлению. А «Поезд Победы» – экспозиция, мимо которой стыдно пройти. А поработать здесь – большая честь.
За этими словами скрывается личная связь ее семьи с историей Великой Отечественной войны. В прошлые годы Юля была экскурсоводом. За один только день она проходила маршрут около тридцати раз. И всегда ее путь лежал через самый тяжелый вагон, посвященный концлагерю.
– Мне очень нравится экспозиция с узниками концлагеря, – говорит Юля, и в ее голосе слышится неловкость за это слово «нравится». – Нравится – не то слово. Он… трогает до глубины души. Душа лежит… извините, кровь моя в какой-то степени.
Ее дедушка был узником концлагеря. Он не дожил до Победы. И для Юли это не абстрактная история из учебника, а семейная память, отлитая в скульптурных композициях, в звуках, в полумраке вагона.
– Я плакала. Не один раз, – признается она. – Когда ведешь экскурсию, нужно держать себя в руках, но иногда сдерживаться сложно. Особенно когда видишь, как на это смотрят другие. Как у взрослых мужчин наворачиваются слезы на глазах. Как дети молча идут за родителями, крепко держа их за руку.
В этом году Юля не проводит экскурсии, ее пост – на входе. Она помогает организовать поток, вручает посетителям наушники, в которых идет аудиорассказ от лица машинистки Лидии.
– Люди выходят, и часто многие говорят «спасибо». А я думаю каждый раз: «За что мне?» Это не я сделала. Это история. Наверное, спасибо за то, что мы здесь есть, что этот музей работает, что память – живая, – говорит Юля.
Чтобы дети понимали, что было до них
Екатерина Матвеева в шутку называет себя «самым пожилым волонтером» в поезде, ей 25.
– В волонтерах я уже лет пять, наверное, – говорит Катя. – А с «Поездом Победы» работаю третий год подряд. Это уже традиция.
В обычной жизни Екатерина – воспитатель детского сада в Луге. Она окончила Гатчинский педагогический колледж, и ее профессиональные навыки: общение, терпение, умение объяснять – здесь как нельзя кстати.
– Раньше я работала в последнем вагоне, мы собирали оборудование после экскурсий, – рассказывает она. – Теперь мой пост – «нулевой» вагон. Мы раздаем посетителям аудиогиды, объясняем, как ими пользоваться, настраиваем. Это первое, с чем сталкивается человек. И от этого первого впечатления зависит многое.
Катя сравнивает «Поезд Победы» с целым учебным классом и убеждена, что здесь обязательно надо проводить уроки истории.
– Это же не сухие факты, – объясняет она. – Это эмоции. Это прожитый опыт. Сюда приходят целыми семьями. И я вижу, как родители, порой с трудом подбирая слова, начинают настраиваться на разговор с детьми о войне. Ребята же не просто узнают, что была война, а как это было. Они начинают понимать цену жизни, цену хлеба, цену нашей Победы.
Поезд как символ
«Поезд Победы» – движущийся символ памяти. В его пути по городам России и соседним странам есть и скорбь, и величие подвига советского народа. За 5 лет путешествия интерактивный музей немного менялся. В 2023 году появился вагон о военных трибуналах; скульптуры немецких и японских преступников выполнены с фотографической точностью, как напоминание: зло имеет конкретные лица. А в 2024 у поезда появился цифровой двойник – виртуальный 3D-тур, чтобы житель любого уголка России мог совершить это путешествие онлайн. Но, как признаются волонтеры, ничто не заменит эффекта присутствия, который возникает здесь, в реальном вагоне, когда по коже бегут мурашки.
– Самое главное – что выносит отсюда человек? – размышляет Екатерина. – Не шок, не ужас. А понимание. Понимание связи поколений. Осознание, что все, что у нас есть сегодня – это продолжение того подвига. И ответственность за это. Мы лишь помогаем сделать первый шаг на этом пути.
Все волонтеры, которые работают на экспозиции, ведут людей в историю. Они обеспечивают плавный и четкий старт этой «машины времени». Их труд тихий, почти невидимый, но именно он позволяет истории открыть нам самые проникновенные, трогательные, героические страницы, укрепить связь между поколениями. И в этом диалоге самое важное говорят не слова, а сердце.
Александра Обухова
Фото А. Обуховой
