«Блокада. Лужский рубеж» – фильм, ставший легендой

Новости

2113 просмотров

Лето 1941 года огненным смерчем пронеслось по мирным дорогам страны. Первые раскаты грома докатились до Луги 10 июля. В этот день город бомбили первый раз, а воинские формирования 177 стрелковой дивизии вступили в бой у реки Плюссы. Началась оборона Лужского рубежа.

Об этих горячих днях написано немало книг и статей, но особое место в архивах памяти занимает фильм «Лужский рубеж» – первый из киноэпопеи «Блокада». Картина была снята в 1972-1977 годах на киностудии «Ленфильм» по одноименному роману Александра Чаковского. 

Киноэпопея состоит из четырех частей: «Лужский рубеж», «Пулковский меридиан», «Ленинградский метроном» и «Операция «Искра». Режиссер – Михаил Ершов, авторы сценария – Арнольд Витоль и Александр Чаковский, главный оператор – Михаил Назаров.

К съемкам были привлечены лучшие актеры того времени: Юрий Соломин, Евгений Лебедев, Ирина Акулова, Владислав Стржельчик, Лев Золотухин, Александр Разин, Михаил Ульянов, Роман Громадский, Анатолий Вербицкий, Юозас Будрайтис и др.

Первые два фильма вышли на экраны 17 февраля 1975 года, третий и четвертый – 24 апреля 1978 года. 

Фильм «Лужский рубеж» снимали в 1972 году на территории нашего района – в деревне Вычелобок, на вокзале города Луги, на станции Смычково. В Вычелобке была сооружена четырехкилометровая копия линии укреплений. Оборонительные сооружения строили саперы, студенты строительных отрядов, местные жители. 

В статье «Лужский рубеж» сержанта Ершова» («Лужская правда», №№ 129 и 134 от 12 и 22 августа 1989 года) корреспонденты ЛенТАСС В. Ганшин и О. Сердобольский рассказали о впечатлениях от «киношного» рубежа почетного гражданина Луги И.С. Павлова. Летом 1941 года он был начальником штаба 177 СД. «Здорово, по-настоящему сделано: танки бы не прошли», – сказал Иван Семенович.

Перед съемками массовой сцены рытья окопов Михаил Ершов по радио обратился к лужанам с просьбой принять участие в работе над фильмом. На съемки пришли 10 тысяч человек…

В статье «Имена в истории лужского края» («Лужская правда», № 102, 26 декабря 2019 года) сотрудники библиографического отдела Лужской межпоселенческой районной библиотеки И.М. Морозова и О.А. Шилько приводят воспоминания режиссера М.И. Ершова о съемках в Луге: «Скажу совершенно искренне: я еще никогда не встречался с такой самоотверженностью, заинтересованностью, с таким горячим желанием населения помочь в создании фильма. Патриотизм лужан радует, воодушевляет и ко многому обязывает. Здесь, в Луге, как-то особенно глубоко осознаешь, из какого сплава состояла та сила, что остановила врага на Лужском рубеже. Снять фильм о подвиге Ленинграда было моей затаенной мечтой. Я счастлив, что она осуществляется».

Михаил Назаров об обороне Лужского рубежа знал не понаслышке.  Летом 1941 года вместе с работниками «Ленфильма» он возводил укрепления на берегу реки Луги между поселком Толмачево и Киевским шоссе. Архив кинодокументалистики хранит черно-белые кадры, снятые Назаровым в блокадном Ленинграде – они стали частью киноэпопеи. 

Главными военными консультантами «Блокады» стали генералы армии И.И. Федюнинский и А.И. Грибков. 26 августа 1972 года наша газета рассказала о встрече И.И. Федюнинского со своим фронтовым другом – лужанином А.Ф. Александровым во время съемок фильма «Лужский рубеж». В годы войны Анатолий Федорович был шофером генерала. Они исколесили сотни километров фронтовых дорог. В 1943 году Федюнинский и Александров были ранены, лежали в госпитале, затем вместе вернулись в строй.

В фондах Лужского историко-краеведческого музея хранится 13 фотографий съемочного процесса. Они были переданы музею в 2004 году фотографом нашей газеты Анатолием Лосевым. Копии снимков вы можете увидеть в экспозиции музея, посвященной Великой Отечественной войне.

В центре фотографии съемок бомбежки поезда можно разглядеть маленькую девочку в белой панамке, бегущую со знаменем. Это жительница Луги Елена Аверьянова. Несмотря на минувшие 49 лет, ее воспоминания по-прежнему яркие: «В 1972 году мне было девять лет. Я снималась в эпизодах на лужском вокзале и железной дороге. Перед съемками нам выдавали синие юбки, белые блузки, красные галстуки и металлические заколки для них. В косички нужно было вплетать белые ленты. В Смычково мы выезжали в 4-5 утра на поезде. Я была маленькая, поэтому со мной всегда ездил папа».

Елена помнит, что первые дубли снимали внутри вагона. Юные лужане изображали детей, которые ехали в пионерский лагерь. В кадр она не попала, но вдоволь насмотрелась на Юрия Соломина. 

Во время съемок бомбежки поезда было действительно страшно. В небе летали самолеты, звучали выстрелы, рвались пиротехнические бомбы, поезд горел. По задумке режиссера перед главными героями вдоль насыпи со знаменем должен был бежать пионер, которого сразит пулеметная очередь.

Эта роль досталась Лене: «Я вызвалась нести знамя, и меня утвердили. Мне в подмышку привязали емкость с красной краской. В нужный момент я упала, а бежавшие следом Ирина Акулова и Александр Разин остановились и перевернули меня. Краска растеклась по одежде – это подтвердило факт моей «киношной» смерти. К сожалению, в фильм именно эта сцена не вошла, но на 42 минуте «Лужского рубежа» я теперь навеки бегу со знаменем».

Интересные воспоминания об этих же съемках бомбежки поезда оставил каскадер Николай Ващилин. Он рассказал, что постановщиком трюков был Александр Массарский. Предполагалось, что вагон будет гореть долго и успеет проехать шестьсот метров до камеры.

Вспоминает Николай Ващилин: «Старшим в группе Массарский назначил меня. Олег Василюк и Валера Белов с улыбкой поинтересовались, можно ли прыгать без моей команды, если будет очень горячо. Никаких защитных костюмов на нас не было. 

Когда мессеры сделали пару пробных заходов, режиссер дал команду и поезд медленно поехал по направлению к кинокамере. Пиротехник брызнул по углам бензином и поджег стену. Через три секунды вагон наполнился черным, едким угарным дымом, от которого можно было потерять сознание. Двух других секунд хватило, чтобы весь вагон превратился в факел. Плохо различая просветы окон, ребята выпрыгивали на насыпь под мой истошный крик: «Пошел». Скатившись вниз мы, оторопев, смотрели, как догорает наш вагон. Когда остов обгоревшего вагона подъехал к камере, истошный крик разочарованных киношников разнесся по всей округе».

Обязательно посмотрите киноэпопею Михаила Ершова «Блокада». Эта масштабная работа в наше время уже по праву может считаться документальным свидетельством героической обороны Лужского рубежа и подвига непокоренного Ленинграда.

Ирина Голубева

Вера Федорова, гл. хранитель фондов Лужского историко-краеведческого музея

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"