Приборы учета коммунальных услуг давно стали неотъемлемой частью нашего быта. Они позволяют поставщику и потребителю коммунальной услуги регулировать свои отношения по сумме выставленной квитанции на основании фактических показаний.
При этом, как любое техническое устройство, приборы учета постоянно совершенствуются, а их функциональность растет.
Сегодня мы публикуем очередной материал под рубрикой «Путеводитель по лужской жизни», в котором расскажем, куда обращаться, если вышел из строя электросчетчик или закончился определенный в документах срок эксплуатации, и на что может рассчитывать потребитель.
Куда обращаться
Итак, вы подходите к электрощитку на лестничной площадке, чтобы снять показания прибора учета, но вместо конкретных цифр видите блеклые очертания. Показаний нет. Значит, предстоит заменять счетчик. Сразу возникает вопрос: куда обращаться?
А это зависит от того, где вы проживаете. Сельские населенные пункты обслуживает ПСК. Городские потребители услуг должны обращаться в РКС-энерго. Правила установки и замены электросчетчиков единые. Рассмотрим их на примере городского варианта.
В квитанции указан адрес, куда следует обращаться городским жителям: пр. Комсомольский, 16. На 2 этаже с левой стороны есть кабинеты. Здесь вы сможете получить консультацию и оформить все необходимые документы. Первое, что нужно сделать, – написать заявление на замену счетчика, указав причину.
Кстати, если вы дружите с компьютером, то всю эту процедуру можно провести без посещения офиса РКС-энерго, на сайте компании есть все необходимые для этого документы.
На этом же сайте можно открыть Личный кабинет клиента и оформить возможность получения квитанций на свою личную электронную почту. Как сообщила пресс-служба «РКС-энерго», на данный момент у гарантирующего поставщика более 67 тысяч потребителей-физических лиц и около 2 тысяч юридических лиц получают ежемесячные платежные требования (квитанции и счета-фактуры) в электронном виде.
По этому же пути нужно идти тому, у кого не было электросчетчика, но он наконец-то решил установить прибор учета.
За чей счет?
В 2016 году на лестничной площадке нашего многоквартирного дома воришки сняли все приборы учета. Тогда мне пришлось самой покупать счетчик и платить за его установку. Теперь положение иное: замена и установка оборудования на лестничной площадке производится специалистами электроснабжающей организации, моего участия не потребуется, и мой кошелек тоже не будет при этом задействован.
Важная информация для потребителей электроэнергии. В пресс-службе «РКС-энерго» нашей редакции дали следующее пояснение: «С вступлением в силу Федерального закона № 522 с 1.07.2020 коммерческий учет электрической энергии на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации. Гарантирующие поставщики осуществляют установку и эксплуатацию приборов учета в многоквартирных домах, расположенных в их зоне деятельности, а сетевые организации, например, ЛОЭСК, – в частных домовладениях.
В случае, если у прибора учета истек срок межповерочного интервала эксплуатации, или прибор учета вышел из строя, или он вообще отсутствует, гарантирующий поставщик обязан установить или заменить электросчетчик. И все работы проводятся за его счет. При необходимости замены прибора учета по вышеуказанным основаниям потребитель может направить заявку на замену в адрес ГП (гарантирующего поставщика). Работы по замене должны быть осуществлены в срок не более 6 месяцев. В случаях, не связанных с выходом прибора учета из строя или истечением МПИ (срока эксплуатации), потребитель может обратиться для замены прибора учета к гарантирующему поставщику на платной основе».
Внимательные жильцы многоквартирных домов заметили, что показания приборов учета снимают контролеры. Если у вас есть Личный кабинет на сайте РКС-энерго, обратите внимание: каждый такой визит отмечен в последней колонке «контроль РКС-энерго». Поэтому в таком случае показания можно не передавать.
Замена счетчика может быть произведена не сразу. По закону этот период должен занимать не менее полугода. Но, как показывает практика, бывает и дольше. Пока живете без прибора учета, рассчитываться вам придется по среднемесячному объему потребления, определенному по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев. То есть берутся потребленные киловатты, зафиксированные прибором учета за предыдущие 6 месяцев, суммируются и делятся на 6.
Если вы хотите поскорее начать вести учет по фактическому расходу, можете установить счетчик за свой счет. Некоторые так и поступают, в основном дачники из Санкт-Петербурга и из других городов, которые живут в Луге только летом, им не выгодно платить по среднемесячному объему потребления.
Самостоятельный демонтаж электросчетчика, пломб, установленных на нем, и иного оборудования не допускается. Установка (замена) приборов учета электрической энергии, которые по состоянию на 1 апреля 2020 года или ранее отсутствовали, или истек срок их эксплуатации, или прибор вышел из строя, должна быть осуществлена до 31 декабря 2023 года.
Интеллектуальный прибор
Новый счетчик на лестничной площадке будет «умным». Это значит, что он сам автоматически станет передавать данные гарантирующему поставщику. После чего потребителю выставят счет на оплату.
РКС-энерго в 2021 году на территории Ленинградской области установило более 28 тысяч интеллектуальных приборов учета электроэнергии, в Лужском районе – более 2,2 тысяч. Установленные в Луге ПУ обеспечивают передачу данных посредством радиоканала в стандарте NB-Fi и GSM каналам операторов сотовой связи.
Потребители смогут отслеживать показания онлайн и проверять их на приборе учета. Нашему корреспонденту рассказал один домовладелец, что после установки такого интеллектуального счетчика платить ему пришлось больше. Как такое могло быть?
Пресс-служба «РКС-энерго» прокомментировала этот факт следующим образом. «После установки интеллектуального прибора учета (ИПУ) вместо старого индукционного расход может возрасти. Но причина не в новом ПУ. Просто старый прибор, скорее всего, некорректно вел учет энергии, в большинстве случаев это связано с истекшим межповерочным интервалом и работой ПУ вне класса точности. Новые приборы учета имеют более высокий класс точности и, соответственно, ведут учет электроэнергии с меньшей погрешностью. Но в случае, если потребление значительно возросло, потребитель может обратиться к гарантирующему поставщику для проведения внеплановой проверки. Срок эксплуатации большинства ИПУ составляет не менее 30 лет»
Любовь Бекетова