Сто лет: судьба человека

Новости

417 просмотров

Жительница нашего города Н.М. Дмитриева 17 января отметила столетний юбилей. В этот день она принимала поздравления с днем рождения от Президента РФ В. Путина и губернатора Ленобласти А. Дрозденко, от сотрудников районной администрации и совета ветеранов, от соседей и главное – от дочери, зятя, внучек и правнуков.
 
Жизнь Нины Михайловны – целая эпоха. Нам, перешагнувшим первую четверть ХХI века, трудно представить себе, что еще есть свидетели событий, случившихся десятки лет назад. 
 
«Кровавое воскресенье» и выступление Ленина
Родители Нины Михайловны были из одной деревни Новгородской области, но оба в юности, только в разное время, уехали в один город, носивший сначала имя Санкт-Петербург, а позже – Петроград.
Отец Михаил Иванович поехал учиться на сапожного мастера. Он принимал участие в демонстрации рабочих 9 января 1905 года, пришедших с петицией к императору Николаю II и расстрелянных военными. Михаила спасло то, что он оказался заваленным телами погибших товарищей. В историю этот день вошел как «Кровавое воскресенье» и фактически стал началом первой русской революции. А на сапожного мастера Михаил выучился, получил очень нужную и востребованную профессию и вернулся домой в деревню.
Мать Марина Григорьевна была неграмотной, перед революцией уехала в Петроград, где работала на фабрике. Она на всю жизнь сохранила воспоминания, как перед ними, рабочими, однажды выступал Ленин, и потом часто рассказывала об этом своим детям.
Поженились Марина и Михаил после революции в своей деревне. Работали в колхозе и воспитывали троих детей: Клаву 1921 г. р., Нину 1925 г. р. и Славика 1935 г. р.
 
Луга, 1941-1945
Когда Нине было три года, семья переехала в Лугу – здесь отцу предложили работу сапожником. 
«Дали нам комнату в двухэтажном деревянном доме, сейчас на том месте центральная аптека, – рассказывает Н.М. Дмитриева. – Комната всего-то 28 квадратных метров, зато с тремя окнами, очень светлая. И как же мы все радовались! После деревни Луга казалась большим городом, а наш дом я долго считала одним из самых высоких. В Луге я училась сначала в железнодорожной школе, потом в школе № 2. Училась средне, больше всего мне нравилось общественное поручение: я была санитаркой класса, следила за чистотой рук, ногтей и ушей своих одноклассников. Уже тогда я мечтала, что когда-нибудь стану медсестрой. Были у меня три подружки – три Галины, вместе мы уроки делали, вместе пионерские поручения выполняли, вместе летом на речку бегали. В 1941 году я окончила семь классов, но мои мечты о дальнейшей учебе разбила война».
22 июня 1941 года Нина с сестрой Клавой пошли на озеро Омчино, день стоял жаркий и солнечный. А по дороге их нагнали соседские девчонки, на всю округу кричавшие, что началась война. 
«Мы прибежали домой, мама нас встречает пирогами, она еще ничего не знала. Вскоре пришел дядя Петя, вместе мы услышали по радио известие о начале войны. Дядя Петя сразу стал собираться, говорит, повестку уже, небось, принесли, а он тут пирогами угощается. Сказал, пора ему идти воевать. Многие люди тогда, не дожидаясь повесток, шли добровольцами», – вспоминает Н.М. Дмитриева.
Семья Нины осталась в Луге. Отец шил обувь на заказ, когда в город пришли немцы, его заставили работать на них. Но он умудрялся помогать партизанам, связь с которыми держала старшая дочь Клава.
Нина Михайловна отлично помнит первую бомбежку города. Она пошла в магазин за хлебом, раздался сильный взрыв, посыпались стекла. Испуганные люди стали кричать, разбегаться кто куда. Было очень страшно. Нину с другими юношами и девушками немцы направили на тяжелые работы – грузить песок в вагоны. Девушка она была маленькая, худенькая. Как же она плакала от усталости, этот труд был ей не под силу, но деваться было некуда, работать порой приходилось под дулом автомата. Отец просил немцев освободить дочь от этих работ, но его и слушать не стали, выгнали вон. 
«Однажды мальчишки, работавшие вместе со мной, вывели коричневым песком на белом песке такие слова: «Не сдадим мы Ленинград – красную столицу, через море перейдем, встанем на границе!» Фашисты рассвирепели, поймали мальчишек, поставили их перед нами и расстреляли», – со слезами на глазах рассказывает Нина Михайловна. 
Жизнь в оккупации была полна опасностей. Жили впроголодь. Нескольких друзей Нины немцы убили. А когда фрицы стали сгонять молодежь для отправки в Германию, все ее подружки попали в ту колонну. Нину спасла болезнь. Когда немцы пришли к ней домой, она лежала с высокой температурой. Мать сказала, что у дочери тиф. Это отпугнуло фашистов. В другой раз Нина с Клавой во время облавы спрятались в подвале какого-то дома.
В конце января 1944 года жители Луги уже чувствовали приближение нашей армии. Немцы перед отходом лютовали страшно. Они рыскали по подвалам, искали оружие, обыскивали людей, многих убивали. «В подвал, где пряталась моя семья и другие лужане, ворвались немцы. Они выволокли людей наружу, женщин поставили в одну сторону, мужчин в другую. На папу навели автомат, что-то кричали ему в лицо. Клава выбежала, буквально повисла на автомате, стала плакать и умолять не убивать отца. Удивительно, но немец сказал, что у него самого в Германии дочь растет, поэтому пожалел Клаву», – вспоминает Нина Михайловна.
Отступая, фашисты взрывали дома в Луге, было много пожаров. Н.М. Дмитриева запомнила начало февраля 1944 года в городе как одно сплошное зарево до небес. Ее большой дом тоже сгорел. 
«12 февраля мы прятались в подвале дома напротив церкви, там был раньше банк. Народу было очень много. Слышались взрывы, стрельба. А потом все стихло. Мы выскочили и побежали к железной дороге. Там строем шли наши солдаты. Я помню, как заплакала от радости, что пришло освобождение. Тогда плакали все, кто был со мной, мы обнимались, хотелось обнять и расцеловать каждого бойца», – рассказывает Н.М. Дмитриева.
После освобождения Луги семья Нины стала жить в пустующем доме за железной дорогой. А сама Нина с приходом наших военных устроилась на работу в воинскую часть, получила звание – рядовой, ей выдали воинский билет. Была она сначала разнорабочей, потом стала бригадиром, позже – табельщицей в конторе. Трудилась на стройке – город нужно было восстанавливать. Нина Михайловна разбирала завалы, как бригадир решала, какие здания нужно отремонтировать в первую очередь, искала стекла, доски, другие стройматериалы.
«В теплый майский день я была на работе в конторе. Кто-то пришел и громко крикнул, что война закончилась, мы победили! Конечно, мы тут же бросили работу, стали обниматься, плакать, поздравлять друг друга. Побежали в центр города, а там военных много, они тоже все радостные, кто-то шапки вверх кидает. Это было 9 мая 1945 года. Так закончилась эта страшная война, унесшая миллионы жизней советских людей. К счастью, все мои родные остались живы», – говорит Н.М. Дмитриева. 
 
Мирная жизнь
После войны сбылась детская мечта Нины Михайловны, она выучилась на медсестру и устроилась в больницу. Работала участковой медсестрой, на приеме с врачом, в операционной – все перепробовала. 
«После войны многие военные, получившие ранения на фронте, проходили лечение в больнице, – рассказывает Н.М. Дмитриева. – Однажды, когда я работала в приемном покое, на госпитализацию пришел молодой человек. Николай мне сразу приглянулся. А когда он выписался, позвонил мне на работу, сказал, что выздоровел, и пригласил на свидание. Я согласилась. Мы стали встречаться, ходили в кино. Николай прошел две войны, в Великую Отечественную получил тяжелое ранение: остался без лопатки, на спине была огромная вмятина, рука работала на одних мышцах, еще у него было несколько пулевых ранений. Но это не помешало ему в будущем самому построить наш дом. 
Поженились мы в 1952 году. Свадьба была хорошая. Родители Коли поросенка зарезали, было чем гостей угощать! Платья у меня свадебного не было. Сестра привезла из Германии, где она к тому времени жила с мужем-офицером, ткань бордового цвета. Мне сшили к свадьбе красивое платье».
Через девять месяцев у супругов Дмитриевых родилась дочь Валентина. С ранних лет девочка занималась музыкой, окончила музыкальную школу и после школы поступила в Псковское музучилище. Отпускать дочку одну в другой город отец не захотел, он перевелся из лужской воинской части, где работал в КЭЧ, в псковскую. Ему сразу там дали квартиру, и Нина Михайловна тоже переехала туда. Поступила на работу в детскую больницу, потом перешла в санаторий. Валентина на последнем курсе училища вышла замуж за офицера и после получения диплома уехала с ним по месту его службы в Германию. А супруги Дмитриевы прожили в Пскове десять лет, пока не поменяли квартиру на Лугу – очень хотели вернуться домой. На пенсию Нина Михайловна вышла, работая в санатории, больше на работу она не пошла.
Мужа Валентины после службы в ГДР перевели в Артемовск (Бахмут при Украине) Донецкой области. Город в 1980 годы утопал в розах, был очень красивым и ухоженным. Валентина Николаевна преподавала музыку, работала во Дворце культуры и воспитывала двоих дочерей. В отпуск приезжала к родителям в Лугу вместе с девочками и мужем. В 1998 году они тоже вернулись в Лугу. А вскоре в семье случилось горе: попал под машину Николай Дмитриевич. Для всех это страшное событие стало сущим кошмаром, из которого они долго выкарабкивались. 
«Оставшись одна, мама как-то сразу стала много болеть, и я поняла, что нам пора съезжаться, – говорит Валентина Николаевна. – С тех пор мы живем вместе. Я до выхода на пенсию отработала учителем музыки в школе № 3. Девочки мои выросли, живут в Санкт-Петербурге. Старшая Марина растит сына Диму, а младшая Валерия – дочь Арину. Они часто приезжают к нам в гости. Очень любят послушать рассказы бабушки, у нее до сих пор отличная память. Здоровье только неважное, несколько лет она уже не ходит из-за перелома шейки бедра. Мама моя настолько добрая, что может все отдать нуждающемуся человеку. Она необычной души человек.
Сейчас ей нелегко, мучают боли, я стараюсь бережно ухаживать за ней. Подруг, конечно, у мамы уже не осталось. Но ее столетний день рождения мы обязательно отметим! Поздравим нашу любимую маму, бабушку, прабабушку с таким солидным юбилеем, пожелаем ей не грустить и знать, что мы всегда рядом с ней»
Анна Рубцова

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"