Сегодня День рождения пожарной автолестницы

Новости

1365 просмотров

8 апреля 252 года назад в Америке была запатентована первая в мире пожарная лестница. Значение данного изобретения сложно переоценить, ведь оно не раз спасало жизни людей. Необходимость данного изобретения возникла в связи с постройкой первых многоэтажных зданий, когда спасать людей в случае пожара из самых верхних помещений было очень проблематично.

Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района со ссылкой на сайт МЧС подготовил для наших читателей интересный материал о том, как эволюционировала пожарная лестница.

У первой запатентованной лестницы была высота примерно 10 метров. Позднее большой вклад в развитие пожарной лестницы внесли российские инженеры. Первая отечественная раздвижная пожарная лестница была выпущена в 1777 году. По некоторым данным её длина достигала 20 метров. Создатель лестницы кузнечный мастер Петр Дальгрен получил медаль за свое изобретение от Академии наук.

Создание первой трёхколенной лестницы датируется 1809 годом. Изобрел ее русский механик Кирилл Васильевич Соболев, за что он был награжден медалью «За полезное». В ХХ веке пожарные лестницы стали устанавливать на автомобильное шасси. В 1892 году пожарная лестница в России имела длину уже целых 27 метров.

Одним из типов пожарных лестниц были съемные механические. Раньше они доставлялись к месту пожара конной тягой. Конструкция, соединяющая пароконный двухколесный передок непосредственно с механической лестницей, представляла собой четырехколесный лестничный ход. Задними колесами хода служили колеса лестницы. По прибытию к месту вызова двухколесный передок отъезжал в сторону, а лестницу откатывали на выбранную позицию и переводили в «боевое положение». Идея использования таких лестниц совместно с автомобилем была проста - своим каркасом она просто накатывалась на платформу автомобильного шасси по специальным роликам и фиксировалась для транспортировки. Прибывая на пожар, боевой расчет скатывал её с шасси на землю и, пользуясь её колесами, маневрировал, устанавливая лестницу в месте, наиболее удобном для работы. Этот тип автолестниц получил широкое распространение в СССР - они были дешевле в изготовлении, проще в конструкции. Можно было использовать старые лестницы, оставшиеся от конного обоза. Но их главное преимущество состояло в том, что они были наиболее приспособлены к условиям российских городов, причем, самых разных - от высотных столиц союзных республик до деревянных городов областного уровня.

Везде находилось применение лестницам такого типа. Для Ленинграда, например, была важна возможность провозить их под арками домов, во дворы-колодцы. Это было недоступно самым дорогим и современным автолестницам заграничного производства - мешала их традиционно большая высота.

Кроме того, в крупных городах возникали некоторые противоречия между развитием пожарной техники и городского хозяйства. Это касалось, прежде всего, городского транспорта. С появлением в начале 30-х годов XX века на улицах троллейбусов (в Москве, например, троллейбус появился в 1933 году) протяженность контактной сети резко возросла. Транспортники, разумеется, прокладывали ее так, как требовалось им. Порой такая технология становилась непреодолимым препятствием для несъемных пожарных автолестниц. Так, в Ленинграде имел место инцидент, когда устанавливаемая в ночное время металлическая автолестница, коснувшись невидимых в темноте проводов, произвела короткое замыкание, что вызвало удар током работающих с ней пожарных. Также, по мнению пожарных специалистов, требовала пересмотра практика создания произвольных зеленых полос и бессистемная посадка деревьев вдоль жилых кварталов, мешающих подъезду и работе автолестниц у здания. Всех этих неприятностей были лишены гораздо более мобильные и подвижные съемные лестницы.

Лучше всех сохранились описания таких лестниц, изготовленных в Краснодаре и Ленинграде. Постройкой краснодарской лестницы в 1924-1925 годах руководил профессионал пожарного дела, бывший брандмейстер городской пожарной команды Григорий Данилович Клочан, человек хорошо знавший все требования, предъявляемые пожарными к таким устройствам, и город, в условиях которого этот механизм в последствии придется использовать. Участие в создании краснодарской лестницы «Топорник» принимали брандмайор команды Александр Александрович Борчевский и руководитель слесарно-механических мастерских Василий Тихонович Кузнецов. За успешное выполнение этой работы Кузнецов был премирован месячным окладом денежного содержания. По традиции автолестнице дали название: «Топорник».

В настоящее время на вооружении МЧС России и пожарной охраны имеются лестницы на шасси автомобилей, трёхколенные и штурмовые лестницы. Все они имеют различное назначение и специфику.

Фотогалерея

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"

Сайт Районной газеты «Лужская правДА» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"