В современном мире, где так часто приходится выбирать или‑или, есть удивительные люди, которые могут совмещать многое. Поэтесса и художница в одном лице – это особенная личность, наделенная талантом видеть и чувствовать окружающее на двух языках творчества. Сегодня гостья газеты – Татьяна Гариевна Янова. Вас ждет путешествие в мир лирики и живописи.
Не побоюсь утверждать, что для Татьяны Яновой кисть и перо равноправные инструменты самовыражения. Она в стихах ловит неуловимое: оттенки чувств, шепот воспоминаний, ласковые звуки природы, а в живописи воплощает то, для чего не хватает слов: цвет рассвета, текстуру волны, молчание пространства.
Поэзия Татьяны удивительно визуальна: строки рисуют в воображении отражение мира, метафоры играют оттенками. А картины звучат. В них шум прибоя, шелест листьев, стоны деревьев под порывами ветра.
И на одном крыле,
на воробьином,
Я улечу, я улечу.
От серых стен,
oт моря цвета глины,
Ознобом по заснеженным
рябинам,
По утреннему первому лучу
Я улечу...
Комочком жизни,
сцепленным, единым,
Завьюженном на тропке
муравьиной,
Я не умру, я не умру.
И на одном крыле,
на воробьином,
Я подымусь высоко поутру
И улечу...
Татьяна Янова родилась в Тюменской области, до 8 лет жила в Шалове, затем с семьей переехала в Бессарабию. В Лугу вернулась только через 20 лет, в 1995 году. В нашем крае она продолжила заниматься литературным творчеством, стала активной участницей культурной жизни города. Татьяна Янова член «Союза лужских писателей». В числе ее достижений авторские и коллективные сборники поэзии, произведения в прозе, участие в литературных конкурсах и фестивалях.
Писать стихи Татьяна начала еще в детстве, а живописью занялась только лет 15 назад. Решила научить рисовать сына, а в результате увлеклась сама. До конца декабря в Молодежном центре «Скрепка» Центральной городской библиотеки будет работать выставка картин Татьяны Яновой «Черное море мое». Обязательно посетите!
Всюду серые
бревенчатые домики,
Обесцвеченные каплями
дождя.
Рядом редкие
лысеющие сосенки
Все зовут, зовут,
под горку уводя.
Ссохлись яблони
у бабушки под окнами,
Вместе с нею
им осталось вековать.
Вызревает сад не яблоками –
звездами,
Ходит бабушка
их в полночь собирать.
И бежит, бежит
притихшими селеньями
Не живая и не мертвая река,
Защищенная лишь крестными
знаменьями,
Родниками и юдолью ивняка.
Татьяна член большой семьи Яновых, где каждый от рождения наделен удивительным даром творчества. Виктор Семенович Янов, дед Татьяны, был профессором математики и отличным рисовальщиком. «Яновы родом из Архангельска, – рассказывает Татьяна Гариевна. – Под Лугой они оказались уже после Великой Отечественной войны. Печальная пятьдесят восьмая статья затронула многих достойных людей, не обошла она и наше семейство. По приговору суда дед получил десять лет лагерей за сочувствие к репрессированным коллегам по Архангельской лесотехнической академии. Он отбывал срок под Архангельском в местечке Толати. Говорил, что выжил, потому что каждый день рисовал по одному цветку. Бывшим осужденным нельзя было селиться в больших городах, тогда Яновы и осели в деревне Шалово. Клеймо детей врагов народа изрядно подпортило репутацию моему отцу Гарию и его братьям Виктору и Владимиру, но не смогло убить заложенный в них талант. Виктор Викторович во время Великой Отечественной войны служил на флоте. В послевоенные годы работал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной. Он оставил подробные воспоминания о семье и своей жизни. Гарий Викторович стал музыкантом. Владимир Викторович – член Союза художников России, вместе с женой Надеждой Ивановной он работал в области ручного художественного ткачества».
Виктор Семенович и его жена Зоя Николаевна долгие годы вели дневник семьи Яновых, самодеятельные журналы «Летопись», «Зимопись» и «Шалопись». Не удивительно, что братья Яновы, выросшие в творческой семье, передали искру таланта и своим детям. Татьяна не исключение.
«К сожалению, от семейного гнезда в Шалове остался небольшой участок, где ныне стоит мой маленький домик, – продолжает Татьяна Гариевна. – Но эти места были и остаются уголком природы, где душа отдыхает и набирается сил. Здесь живут мои музы. В школьные годы я с родителями и сестрой жила на юге России, потом училась в хореографическом училище в Одессе, работала в одесской редакции газеты «Комсомольская правда», в газетах «Черноморский маяк» и «Знамя коммунизма», училась в Москве в Литературном институте имени Горького. Мир был ярким, динамичным, но я все равно тосковала по шаловским уголкам, помнила каждую веточку и тропинку. Возвращение в Лугу стало для меня настоящим подарком судьбы».
Меня настиг
божественный апрель
На полпути к России
долгожданной.
На всех парах
в последнюю метель
Шел самый скорый,
мне судьбою данный.
Как две струны
на тощих ребрах шпал,
Стонали рельсы,
вьюге подвывая.
Ну а во мне весны девятый вал
Весь долгий путь шумел,
не умолкая.
И тусклое вагонное окно
Окном в Европу мудрую
казалось.
О Господи, ну как же мне давно
Нужна была от жизни
эта малость.
Сочетание живописи и поэзии подарило Татьяне Яновой особый взгляд на мир, глубину образов, точные выражения внутренних желаний. Она выбирает слова, как краски, а сюжеты рисунков рифмует образами, не боится смешивать техники в стихах и на холсте. Я не художник и даже не учусь, но созерцание живописных работ Татьяны Яновой меня восхищает до мурашек на коже.
Картина Татьяны живет и в моем доме. Это был законный обмен. Я отдала ей печатную машинку, о которой она давно мечтала, а Татьяна нарисовала для меня зимний пейзаж. Подробно выспросила, что я хочу видеть, и выполнила заказ больше чем на «отлично». Сосны, замерзшее озеро, дальняя полоска заснеженного леса и лимонный закат. Иногда я просто сижу на кухне и смотрю на зарисовку как в волшебное окошко. Ищу силы, радость. И нахожу!
Талантливая во всем, Татьяна Янова в последнее время чаще всего рисует море. Нежно. Красиво. Изысканно. На ее выставке картин меня больше всего поразили сияющие внутренним светом волны. Так и хочется привести в пример «Лунную ночь над Днепром» Архипа Куинджи. Его современники были настолько поражены яркостью луны, что даже искали за полотном встроенный источник света. Я, конечно, не стала переворачивать картины Татьяны, просто поинтересовалась, как у нее это получилось.
«Я очень-очень старалась, подбирала цвета, – смеется Татьяна Гариевна. – Так старалась, что один холст буквально зарисовала до дыр, а потом аккуратно подклеивала с обратной стороны. Зато теперь я знаю секрет и мои волны дышат светом».
Светом дышат не только картины, но и стихотворения Татьяны Яновой. Светом особым, искренним, порой сложным, но неизменно подчеркивающим талант и глубокий внутренний мир автора.
Щепоть земли
родной сторонки –
Тебе вдогонку.
Чужих небес застыла кромка
Ломко.
Не улетевший лебедь в зиму –
Зримый,
В клубящихся парах
стремнины
Неотвратимой.
Тепло далекое купины
Неопалимой,
Под снегом папоротника
кокон
В зеленый локон.
Творчество Татьяны Яновой – особое послание миру. Оно не в искусстве в рамках жанров, а в способности видеть связь всего со всем. Через свои стихотворения и картины она говорит нам: «Мир гораздо богаче, чем кажется. Посмотрите внимательнее. Прислушайтесь. Почувствуйте». Татьяна, мы будем стараться, а ты дари нам радость!