Благотворительность и промышленность

Новости

47 просмотров

7 ноября в библиотеке по адресу: пр. Володарского, 13-А состоялось очередное заседание Лужского общества краеведов. На нем прозвучали два доклада: один был посвящен истории имения Калище, второй – интересной странице истории деревни Слапи.
 
Владельцы усадьбы «Калище» 
Станислав Вячеславович Степанов, канд. филол. наук, заведующий Научно-образовательным центром краеведческих исследований ЛГУ им. А.С. Пушкина, выступил с докладом «Семья благотворителей Н.А. и О.К. Нечаевых – владельцы усадьбы Калище.
 
Калище – небольшая деревня в Лужском районе недалеко от Каменки. В ней никогда не было больше тридцати дворов. Однако она имеет интересную историю. В 1875 году имение Калище купили Сущевские. Их дочь Ольга, которой на момент покупки имения было пятнадцать лет, впоследствии много сделала для развития женского образования в России.
Ольга Константиновна Сущевская была девушкой необычной. Несмотря на то что она воспитывалась в частном пансионе, где в основном прививали правила светского этикета, интересы ее лежали совершенно в другой области. Ольга много читала, главным образом общественно-политическую литературу. В деревне Калище она охотно общалась с простыми людьми, поэтому хорошо представляла себе жизнь российских крестьян.
 
Во второй половине XIX века настоящего женского образования в России не существовало. Для любой светской девушки целью было удачное замужество. Те немногие, кто хотел принимать активное участие в жизни общества, приобрести профессию и заниматься полезным делом, вынуждены были учиться за границей.
 
Поворотным моментом в жизни Ольги Сущевской стал ее брак с Николаем Александровичем Нечаевым. Нечаев был присяжным поверенным и имел широкий круг знакомств в среде передовых людей своего времени. Через него Ольга Константиновна познакомилась с Анной Петровной Философовой, поборницей развития женского образования в России. Детищем А.П. Философовой и ее единомышленников стали Высшие женские Бестужевские курсы, открывшиеся в Петербурге в 1878 году. К работе на курсах были привлечены лучшие преподаватели, их программа соответствовала университетской, однако равных прав с мужчинами курсистки все равно не имели.
На протяжении двадцати лет Ольга Константиновна Нечаева выполняла на курсах обязанности заведующей хозяйственной частью: заботилась о питании и условиях проживания курсисток. В этот период она открыла в себе организаторские способности, которые применила и при управлении имением Калище.
 
По воспоминаниям современников, Ольга Константиновна много времени проводила в имении своих родителей. В 1887 году Сущевские отдали Нечаеву часть имения Калище. Как установил Станислав Степанов, это было сделано для того, чтобы Николай Нечаев смог избраться гласным Лужского уезда (в выборах могли принимать участие только собственники земли). В должности гласного Нечаев сделал немало, а в Калище открыл больницу для бедных.
 
А его супруга Ольга Константиновна к началу XX века превратила имение в передовое хозяйство по производству молока. В 1905 году в Калище содержалось 160 дойных коров, молоко продавали в Петербурге. Практиковалась прогрессивная семипольная система.
Но в том же 1905 году скончался Николай Александрович Нечаев. Он оставил семью в затруднительном финансовом положении, имение пришло в упадок.
 
Ольга Константиновна Нечаева скончалась в 1926 году. Она продолжала работать на курсах при университете. В 1927 году коллеги выпустили сборник, посвященный ее памяти.
 
К исследованию – через кирпич
Доклад Наталии Борисовны Божко был посвящен исследованию старых кирпичей с клеймами.
Обычно предметом интереса коллекционеров становятся дореволюционные кирпичи. Но оказалось, что и советский кирпич может стать ключом к интересному исследованию.
 
Все началось с того, что лужанка Наталья Ивановна Широкова на своем участке в деревне Слапи нашла обломок кирпича с клеймом. На его остатке можно было прочитать только вторую часть слова: «рокустарь». За помощью в атрибуции кирпича Н.И. Широкова обратилась к Наталии Борисовне Божко.
Полностью клеймо на кирпиче выглядело так: «Северокустарь». Артель «Северокустарь» существовала в 1920 годы, она закупала у населения различную продукцию. Очевидно, некоторое время ей принадлежал кирпичный завод в деревне Слапи.
Известно, что кирпичное производство в этой деревне имелось еще до революции. Впоследствии небольшие частные заводики были объединены в один. Именно он упомянут в книге Н.Ф. Куразова «Природа и история лужского края» (1930 г.) как завод «Красный труженик».
 
Но самое интересное заключалось в том, что найденный в Слапях кирпич явно был сформован не машинным способом, а вручную. Для советского периода это большая редкость, и такая ситуация должна была иметь свои причины.
Ответ нашелся в книге В.И. Хрисанфова «Лужский край в 1920-30 годы». В одной из глав автор описывает плачевное положение, в которое кирпичный завод в Слапях пришел к началу 1930 годов. До этого кирпич формовали, используя конный пресс. К указанному времени пресс был сломан, лошади отсутствовали, но план нужно было выполнять. Поэтому работники завода были вынуждены формовать кирпичи вручную.
Впоследствии ситуация на заводе улучшилась. На производстве были установлены более совершенные печи для обжига и электрический пресс. Несколько больше времени понадобилось, чтобы решить бытовыхе проблемы сотрудников, в частности, с общежитием и столовой. 
Кирпичный завод в деревне Слапи продолжал работать до 1960 годов.
В своем докладе Н.Б. Божко показала, как небольшая находка может осветить важный отрезок истории нашего края.
М.П. Андреева, 
заведующая краеведческим отделом городской 
библиотеки